«Что Божье, то и ладно, и хорошо»

Если бы кто-то сказал: «Я разуверился в людях!» – мы бы дали ему почитать письма, что приходили и приходят в редакцию «Веры». И этот человек снова поверил бы в людей. Потому что иначе не могло бы быть. В простых историях, воспоминаниях, размышлениях наших читателей открываются такие чистые души!

Это письмо прислала нам в 2003 году жительница Кировской области Е. П. Березина. Будучи медиком, Елена Павловна сумела сохранить в себе детское благоговение перед Творцом, дарующим жизнь: «Моя бывшая профессия – акушерка. Действительно, кому как не медикам верить в Господа, Творца всего и вся! Человек – самое сложное творение Господа! Как в нём всё устроено по уму, как всё предусмотрено: каждый орган, клеточка. А как зарождается в человеке новая жизнь – малыш… лучше уж ничего ведь не придумать, сколько бы учёные ни стремились создать клонов… Бог – самое простое Существо, в том смысле, что Он целен, прозрачен, нет в Нём той усложнённости, что есть в человеке, но есть бесконечное богатство. А человек по призванию – велик, глубок. Так глубок, так велик, что Сам Бог во Христе смог стать человеком. Вот мера человеческого величия. Через крестную смерть Спасителя мы теперь знаем, что жизнь вечна, только нам это надо заслужить. А что заслужим, то и получим. Бог наказывает, в смысле даёт наказ, как жить, предупреждает нас, чтобы мы одумались и жили по-христиански, чтобы выбрались из тьмы злых дел. Где мы, люди, думаем, что для нас зло, оно потом будет добро для нас. Мой пример. Я тяжело заболела, на инвалидности. Вроде бы для меня – зло. Так слава Богу за это. Дело-то к добру пришло. А где “добро”, ан смотришь потом – где оно, добро-то?.. Очень рада! что батюшке Варнаве получше, раз его статья в газете. Слава Господу за всё. Что Божье, то и ладно, и хорошо».

Отец Варнава (Трудов), о котором так сердечно вспомнила Елена Павловна, тоже бы мог бы сказать о себе: «Вроде бы для меня – зло. Так слава Богу за это. Дело-то к добру пришло». Приговорённый врачами к скорому уходу из жизни, он прожил долго, лишь в 2013-м мы проводили батюшку в последний путь. А сколько доброго он успел сделать, являя собой пример мужества и бодрости духа. Часто писал в «Веру», было время, даже вёл в газете рубрику «Ковчег». Светлая ему память.

А иной раз нашим дорогим читателям хотелось просто поплакаться немного, не у всех ведь получается видеть добро в бедах, что сваливаются на голову. «Друзья мои! – писала нам в 2004-м из Москвы Зоя Михайловна Ж. – Словно какой-то страшный рок над нашей семьёй витает. Не успеем от одной беды спастись, как в дверь к нам другая заглядывает. От этой спешим убежать, а уж следующая на пороге. Господи, за что?!» Но это была лишь временная слабость: автор этого письма сумела пригреть двух сирот – усыновила и вырастила двоих больных детдомовских малышей, по-настоящему сильный человек. Просто иной раз и сильным хочется всплакнуть. Не было денег, чтобы продолжать лечение младшего из детей… «Давно я не плакала. Некогда мне слёзы лить, некому утешить меня – каждый в нашей семье нуждается в помощи и защите. И потому я не смею показывать перед ними свою слабость и отчаяние. Нисколько не жалею, что взяла ребят из детдома, жалею только о том, что уж очень рано я силы растеряла…»

Верится, что всё наладилось у автора письма, потому что Господь не оставляет помощью того, кто сам сумел спасти кого-то. «Бог добрым помогает» – говорили на Руси. И как это происходит в жизни, мы видели в течение многих лет, переписываясь со священником Тверской епархии отцом Владимиром Шуваловым. Все эти годы он практически в одиночку восстанавливает огромный старинный храм Богоявления Господня в селе Буйлово. У батюшки девять детей, из них шестеро поют вместе с матушкой в семейном хоре «Лампада», известном далеко за пределами Твери. Жили всегда трудно – из Твери до своего сельского храма пастырь добирался пешком или на велосипеде, всегда остро стоял жилищный вопрос, болели детки. Но всей своей жизнью о. Владимир убеждал, что благодарен Богу за Его дары и всем вполне доволен. Разве что побольше бы помощников среди буйловчан. Поэтому мы нисколько не удивились, получив в 2004-м от батюшки такое «открытое» письмо: «Сие письмо давно собирался написать, и только теперь Господь благословил вступить в полемику, начатую в газете «Вера» по важному вопросу: должны ли быть установлены цены на исполнение треб в церкви? Некоторые священники начинают сетовать: ведь время-то какое тяжёлое: за свет, отопление плати, а налоги, материал… – вот и цены вынуждены устанавливать, а как же можно по-другому-то жить? Да если ещё и храм на селе находится! А где же ваша вера, отцы иереи? Или вы думаете, что Господь не видит вашей нужды? А значит, если нет денег для оплаты за свет – послужим и при свечах, нет возможности сделать газовое отопление – потопим дровами печи, крыша потекла – засучим рукава и залатаем; голодновато стало – потрудимся на земельке. А Господь же всё видит и Своих чад не оставляет без видимой помощи. Дорогие мои! Я хочу, чтобы вы поняли меня правильно – храмы Божии не должны восстанавливаться любой ценой. Гораздо важнее спасать гибнущие души, собирая их в единое православное стадо, помня, что мы с вами являемся пастухами овец православных (ПОП). Братья иереи! Давайте же сами будем последовательны в том, что мы проповедуем. Страшно, когда происходит разночтение между тем, что иерей говорит, и между тем, что делает. Не падайте духом! Пишу не ради красного словца, а руководствуясь своим личным опытом. Не говорю, что это очень просто – очень трудно, подчас невыносимо. Но всем нам известно, что Господь сверх наших сил крест на нас не возложит. Аминь».

У каждого свой крест. А нести его нам помогает Сам Господь. И родная земля, лицезрение её красоты. Закончить сегодняшний обзор хочется отрывком из рассказа. Его прислал в редакцию в начале 2000-х писатель Владимир Крупин, уроженец Вятской земли (наши постоянные читатели наверняка помнят замечательную рубрику «Крупинки», которую вёл Владимир Николаевич).

«Но до чего же красива река Лобань! Просто как девочка-подросток играет и поёт на перекатах. А то шлёпает босиком по зелени травы, по желтизне песка, по серебру лопухов мать-и-мачехи, а то прячется среди тёмных елей. Или притворится испуганной и жмётся к высокому обрыву. Но вот перестаёт играть и заботливо поит корни могучего соснового бора. Давно сел и сижу на берегу, на брёвнышке. Тихо сижу, греюсь предвечерним теплом… Корова входит в воду и долго пьёт. Потом поднимает голову, стоит неподвижно. Колокольчик её умолкает. Конечно, он надоел ей за день, ей лучше послушать говор реки. Из леса с того берега выходит к воде лосиха. Я замираю от счастья…»

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий