Экономика – арена духовной борьбы

Противоречие

Экономика противоречива. С одной стороны, она невозможна без общения, добровольного сотрудничества людей. С другой – именно в ней изъяны нашего отношения друг к другу ярко проявляются в виде неравенства, эксплуатации, алчности, обмана и так далее. Поэтому проблемы организации хозяйства являются важной темой в Священном Писании. В Ветхом Завете говорится о взаимопомощи, о взимании процентов, о труде. А в Евангелии вспомним хотя бы беседу Христа с богатым юношей, притчу о безумном богаче, заповеди о милостыне, о воздержании, о хлебе насущном. Огромное внимание этим вопросам уделяли в своих поучениях Василий Великий, Иоанн Златоуст, Симеон Новый Богослов и другие святые отцы и учителя Церкви.

Слава Богу, и в России, и за рубежом всегда было немало видных учёных и общественных деятелей, которые самым важным считали и считают не гонку за количественными показателями благосостояния, а воспитание человека. Среди современных нам соотечественников можно упомянуть Александра Агеева, Олега Богомолова, Сергея Глазьева, Дмитрия Львова, Николая Сомина, игумена Филиппа (Симонова) и других.

К сожалению, на экономических факультетах вузов этому почти не уделяется внимания. Как аксиома подаётся утверждение, что главная цель деятельности предприятия – это… нет, не производство нужной и полезной людям продукции, а «максимизация благосостояния его учредителей». Платное кредитование воспринимается как норма жизни, а процентные ставки по нему достигают 730 % в год! Вот где корни астрономических разрывов между бедными и богатыми и где зреют разных цветов революции.

Поделившись со студентами-экономистами Сыктывкарского государственного университета всеми этими мыслями, я попросил их написать небольшое эссе на тему «А возможна ли нравственная экономика?». Познакомимся с их взглядами.

Для чего Господь нас держит?

Расскажу о тех мыслях, которые появились у ребят после нашего общения. Подавляющее большинство искренне огорчаются из-за того, что блага у нас в стране распределены слишком несправедливо. В этом мы впереди многих стран.

Главная причина (как мне кажется, правильная) видится моим студентам в искажённой системе ценностей – в том, что материальные попечения, долженствующие быть средством для жизни, становятся её целью:

«Сейчас экономические блага стали выше в сознании, чем помощь друг другу, здоровье, нравственность, образование, элементарное уважение… Многие бегут к врачам при чрезвычайных ситуациях, отдают детей в школы и сады, но не ценят труд тех, кто этим занимается. Мы должны попытаться уходить от мысли о постоянном обогащении… Нам внушают, что мы – часть экономики, а на самом деле экономика должна быть частью нашей жизни на благо обществу… Прибыль для предприятия должна быть средством, а не целью. Главной же задачей предприятия должно быть удовлетворение потребностей всего населения, а не какой-то отдельной маленькой его части… Богатство и безмерный доход не должны быть смыслом жизни».

Теперь логичный вопрос: почему же происходит такой ценностный сдвиг, почему второстепенное лезет на место главного и правит нами? Наверно, потому, что главное размыто, забыто, а может, пугает своей трудно досягаемой высотой? На сей счёт в сочинениях говорится мало, но один мудрый ответ нашёлся:

«Человеческая жизнь скоротечна, её целью является не превосходство над другими. Намного интереснее и эффективнее процесс морального и интеллектуального развития. Обращаясь к совершенству души, происходит осознание цели мира, и материальное затмевается духовным».

Не правда ли, весьма созвучно словам святого Иоанна Кронштадского: «Господь для того нас держит на земле, чтобы любовь к Богу и ближнему всецело проникла в наши сердца. Это цель стояния мира»!

Что же делать?

Ну а что же надо сделать для исправления ситуации? Меня порадовало, что молодёжь, в первую очередь, говорит о воспитании как о корне всего общественного уклада:

«Посредством нравственности, человеческих качеств можно решить многие экономические проблемы… Развитие экономики всегда должно происходить гармонично с внешним окружением, не разрушать его. Без духовных и нравственных оснований экономика не будет эффективной… Проблема низкой нравственности становится ведущей, она может решиться при условии массового убеждения людей в её существовании… Всё зависит от воспитания в семье. Хотелось бы, чтобы эти мысли доходили до каждого с раннего детства».

Получается, что некоторые студенты вольно или невольно пересказывают заповедь Спасителя: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 31-33). Интересно, что и учёные-прагматики свидетельствуют об истинности этих слов. Например, академик РАН Валерий Макаров в книге «Социальный кластеризм» пишет: «Главное – жить по правде, тогда и богатство, и процветание придут. Рассмотрение экономической свободы как главного фактора хозяйственного развития при бездуховности способно разрушить общество».

«Думай глобально, действуй локально»

Итак, корень всего – это формирование личности, воспитание. Но вот тут, к некоторому сожалению, решительных шагов студенты ждут прежде всего не от себя, а от государства, которое, по их мнению, и должно поработать над образованием, открыть людям глаза на правильную жизнь, усилить внимание к правопорядку и социальной сфере.

«Надо проводить больше антикоррупционной политики, возвысить статус обычного гражданина. Повысить престижность профессий учителя, врача и т. д. Чтобы эти изменения появились “снизу”, понадобятся многие десятилетия и перестройка сознания человека. Возможно, лучше, чтобы они стали обязательными, установленными законами на государственном уровне… Нужно ужесточить штрафы за экономические и экологические преступления. Именно в России, где ещё осталось понимание коллективного труда, жизни, целей, возможно построить социальную экономику… Надо увеличивать уровень жизни населения, тогда и будет настроение преображать природу. Много злых людей и много преступлений именно из-за социального неравенства… На первом месте должен быть человек. Государство должно уважать свой народ, тогда у нас будет гармония во всех сферах жизни…»

Реже встречаются примеры более симпатичного мне «личностно-ответственного» подхода, когда человек осознаёт не кого-то другого, а себя самого «рычагом» изменения окружающей действительности к лучшему. Но всё-таки и такого рода мнения встречаются.

«Да, свои цели мы ставим выше других, нам необходимо поменять своё отношение к миру… В мире должно быть больше добра. Нужно делать мир лучше, начиная с себя. Не стоит брать взятки и воровать, потому что якобы все так делают. Счастье – это духовное равновесие и умение осуществлять свои добрые помыслы».

Действительно, часто мы видим беззаконие вокруг и оттого сами опускаем руки и теряем веру в добро. «Чего я буду на работе бумагу экономить, когда в “Оборонсервисе” миллиардами воруют?» – услышал я как-то от одной дамы. А ведь надо бы делать по совести своё маленькое дело на отведённом тебе Господом участке, глядя не на худшие, а на лучшие образцы. И оно, это дело, обязательно в своё время просияет для других. Для меня таким назидательным примером стала история человека, который, можно сказать, на одном энтузиазме содержал в чистоте взлётно-посадочную полосу в Ижме. Благодаря этому там в сентябре 2010 года смог совершить аварийную посадку самолёт. Как говорят в таких случаях англичане, «думай глобально, действуй локально».

Корни кризиса

Также не оставила ребят равнодушными поднятая проблема закредитованности народа и предприятий, ведь за последние 15 лет долговая нагрузка на душу населения в нашей стране выросла в сопоставимых ценах в 65 раз!

Габриэль Метсю. «Ростовщик и плачущая женщина»

Габриэль Метсю. «Ростовщик и плачущая женщина»

«Микрокредитование возникло в силу недоверия людей (в т. ч. близких) друг другу. Мы боимся потерять некую сумму больше, чем оказать простую человеческую помощь. До революции за кредит по ставке выше 12 % могли посадить в тюрьму… Любопытно было послушать про роль кредита, который многие учёные, философы считают злым элементом в процессе воспроизводства и предлагают другую модель экономических отношений».

И не зря, не такая уж это безобидная вещь – ростовщичество, иначе не находилось бы оно под строжайшими ограничениями и запретами с древнейших времён. Процитирую труд Валентина Катасонова «Капитализм. История и идеология денежной цивилизации»: «Корни кризиса – в ссудном проценте. А если копнуть глубже, то корни его – в сердцах людей, которые не смогли устоять перед искушением сребролюбия… Никакие самые изощрённые реформы мировой финансовой системы и национальных финансовых систем не спасут человечество без духовного возрождения общества и понимания богоборческой и человеконенавистнической природы “денежной цивилизации”».

Возможен ли «христианский социализм»?

Теперь о другой группе сочинений, сравнительно небольшой. В них с горечью говорится о неисправимости человека, а отсюда и неизбежности нестроений в экономической сфере.

«Я считаю, что цель предприятия – получение прибыли. Человек решает заниматься предпринимательством для получения дохода. Это, может быть, характеризует его как алчного, жадного, но от этих качеств человечество не избавится. Всё-таки в прогрессе больше плюсов, чем минусов… Предприятия заинтересованы в получении прибыли, а не в равноправии… В современном обществе всё покупается и продаётся. Миром правят деньги, поэтому главное для предприятия – извлечение выгоды… Баланс между совестью и бизнесом крайне сложно найти. Справедливости не существует. Совесть – понятие ископаемое… Неравенство в доходах будет всегда».

Неверие авторов этих строк можно понять: чего греха таить, построить устойчивую «евангельскую» экономику в масштабах хотя бы одного государства пока действительно никому не удалось. Ряд учёных, например Николай Сомин и Михаил Хазин, считают, что это всё-таки возможно и что именно Россия – единственная страна, способная показать всему миру путь к правильной жизни. Авторитетный экономист и политик Сергей Глазьев тоже оптимистично пишет, что для русского менталитета свойственны доминирование духовного над материальным, вечный поиск истины, тяга к творчеству и способность к коллективному интеллектуальному труду, что является важнейшими преимуществами в современной экономике при создании и освоении новейших прорывных технологий.

Другие же авторы, среди которых игумены Филипп (Симонов) и Пётр (Мещеринов), к такой идее «христианского социализма» относятся скептически и советуют верующим сосредоточиться на вопросах личного спасения и наведении порядка во внутрицерковной жизни, а не браться за переделку внешней социально-экономической системы. К тому же, по известному выражению, никто не приходит к Богу, пока не увидит отблеск Вечности в глазах другого человека. Мне кажется, что в обеих точках зрения есть своя правда: сначала «стяжи дух мирен», а потом уже «вокруг тебя спасутся тысячи».

Можно ли изменить человека?

«Я считаю, что в наше время получение прибыли – это главная цель, т. к. всё измеряется деньгами. Если у меня будет достаточный заработок, я смогу пустить часть его на благотворительность», – пишет один из студентов.

Да, эти благие пожелания могут оправдаться, ведь Церковь прославляет в лике святых немало состоятельных людей, умевших разумно использовать деньги и для ведения бизнеса, и для дел милосердия. Взять хотя бы преподобного Серафима Вырицкого. Но ведь может получиться и так: «утучнел, отолстел и разжирел, и оставил он Бога» (Втор. 32, 15). Так что надо не дожидаться великих возможностей, а употреблять свои имеющиеся ресурсы на добрые дела по заповеди: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16, 10).

studenty

А вот настоящий крик души: «Мы погрязли в этом неправильном мире, но не умеем, не знаем, как жить иначе. Человек по своей сути эгоист, чудовище, которое ради своих целей сделает всё что угодно! Люди делают всё, чтобы заработать больше денег. И этого страдают не только окружающие, но и вся природа. Как решить эти проблемы, я не имею понятия. Если кто-то найдёт такое решение, то о нём будут помнить века. Надо либо изменить человека, либо убрать его с этого мира и заменить на более человечное существо!»

Да уж, чувствуется за этими словами опыт горьких разочарований. Дай Бог автору не отчаяться до конца и открыть когда-нибудь для себя, что такое «решение» уже давным-давно дано нам Спасителем: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).

Для полноты картины представим точки зрения, в которых авторы верно подмечают, что экономика и научно-технический прогресс сами по себе нравственно нейтральны, но могут вести ко благу или к разрушению в зависимости от намерений и искусности человека. Причём выбор в этой дилемме очень непрост и кроется в ежедневном выборе не только между плохим и хорошим, но и между хорошим и лучшим.

Об этом будущими экономистами было сказано так: «Я считаю, что если бы не было стремления к обогащению, то не было бы и экономического развития в стране. Следовательно, есть и положительная сторона в этом, алчность выступает неким мотиватором. Однако чрезмерное проявление этих качеств, когда “чем больше имеешь, тем больше хочется”, приводит к чрезмерно высокой дифференциации в доходах. В этом и проблема, что люди не знают меры. Существует некая черта, пересекая которую, мы становимся заложниками денег и богатства. В конечном итоге мы теряем понятие “ценность”. Это одна из наших глобальных экономических проблем».

На мой взгляд, весьма трезвая позиция. Здесь мне особенно созвучна та мысль, что мы не ценим нынешнего уровня благосостояния и ропщем на мнимо низкие темпы роста, хотя только лишь за последние полтора десятилетия доходы населения в России выросли более чем втрое, на каждую тысячу жителей стало в два раза больше автомобилей. Поэтому очень полезно почаще беседовать со старшим поколением, чтобы иметь возможность сравнить современное изобилие хотя бы с 90-ми годами ХХ века.

Условие одно…

Особый интерес у нескольких слушателей вызвала та мысль, что Священное Писание и молитва не только питают кабинетных богословов и аскетов-отшельников, но и дают вполне конкретные ответы на злободневные хозяйственные неурядицы.

«Рассмотрение экономики с точки зрения религии стало своего рода откровением…» – говорят юноши и девушки. Увы, слишком редки и коротки наши встречи, в то время как нужны годы и десятилетия духовной работы для возвращения той, утраченной, иерархии ценностей, где на первом месте Господь Вседержитель, на втором окружающие люди, а на третьем – сам человек. Знания духовного опыта человечества у нас крайне слабы. Учим законы термодинамики и столицы стран Африки, а вот Евангелие для наших детей – терра инкогнита, а для кого-то и вовсе запретная тема.

Вот ещё один пассаж: «Я никогда раньше не рассматривала экономику с точки зрения нравственности (духовности), а ведь правда, она имеет и положительные, и отрицательные моменты. Плюсы: развитие, прогресс, желание ни в чём себе не отказывать, жить, отдыхать и т. д. Минусы: беготня за деньгами, а в результате порождение таких черт, как жадность, эгоистичность, ненависть друг к другу. Значит, есть о чём подумать!»

Здорово. Это и есть задача-максимум любого преподавателя – не давать готовых решений, а побудить думать и поступать по совести в каждой ситуации.

А одна девушка сказала так: «Спасибо за лекцию. Появилось много пищи для размышлений. Я бы даже сказала, что это были единственные здравые мысли за три года обучения в университете. “По вере вашей да будет вам. Ищите прежде всего Царствия Божьего, а остальное приложится”. Я думаю, что вера закладывается прежде всего в семье. И воспитание каждого – главная цель любых родителей. Полностью вас поддерживаю». Эти слова меня воодушевили.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

1 комментарий

  1. Ярослав Брадаускас:

    Статьи отца Максима Стырова,очень своевременны и полезны для учителей,тренеров и всех кто имеет дело с обучением. Введите его рубрику,как вот у игумена Игнатия,веченого строителя храмов.

Добавить комментарий для Ярослав Брадаускас Отменить ответ