Окно для Бога

Рассказывает пожилой иеромонах: «Иду по городу, вроде бы всё прекрасно. Много строек, город украшается, его облик меняется в лучшую сторону. Но ощущается, что надвигается на всех нас что-то зловещее, неотвратимое». А мне вспоминаются слова Господни: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». То есть бояться нам нужно только Бога. И надеяться только на Него.

Я переживаю сейчас духовный кризис, начало которому положил мой внук Алексей. Когда ему было три годика, я обращался к нему: «Мой маленький брат». Он хмурился и заявлял: «Нет, я большой брат». Сейчас Лёша, которому нет ещё и пятнадцати, на полголовы выше меня. Приехал он помолиться и потрудиться на строительстве храма. Но если в прошлом году Алёша собирался стать священником, то сейчас думает о стезе массажиста. Оказалось, что я не могу на него влиять, так как являюсь пережитком тёмного и отсталого прошлого. А вот в смартфоне, с которым он не расстаётся, там всё передовое и необходимое. Понятия внука меня ужасают. Мы оказались в разных мирах. Мой мир – Божий. В нём есть небо, облака, поле, богослужение, общение с людьми и с Богом. Мир Алёши – окошко смартфона. Попробовать оторвать его – испортить настроение и ему, и себе. Он может находиться там сутками, а если предложить православную книгу, засыпает на первой же странице. В смартфоне не грех материться, там низвергаются авторитеты, а человека поднимают на высшую степень тщеславия. Внук начинает думать, что всё знает или может узнать. И это пугает меня больше, чем все деструктивные секты.

На мои попытки извлечь Алёшу из этого мира он спрашивает: «А что, пить водку или курить лучше смартфона?» В запальчивости отвечаю: «Да, лучше». Потом, поразмыслив, понимаю, что ответ не самый удачный. Алкоголик и наркоман – это, конечно, самоубийцы. Но и от смартфона, от сосредоточенности на нём, постоянного лежания и сидения внутренние органы и психика человека атрофируются очень быстро. Руки его становятся кронштейном для смартфона и ничего не умеют делать. Выбирать нужно не между способами разрушить себя. Выбирать нужно здоровье.

Провожу бессонную ночь в Голгофской часовне. Я напуган, растерян, в панике за Алексея, за себя, за весь приход. Какое хорошее духовное начало было во всём, и вдруг всё затихает, глохнет. Не воспитал я преемника, не формируется монашеская община. Люди пока ещё приезжают на службы, но иногда кажется, что только за тем, чтобы обняться со мною, а не ради богообщения. Думаю о своих прихожанах, и вспоминаются их проблемы, которые разрешались и разрешаются с Божией помощью. Почему их благодарность к Нему иссякает? Почему ушли строители наших храмов – Мученика Вонифатия и Блаженной Ксении, не закончив начатое, ведь мы не скупились на оплату? Не можем закрыть от дождя храм Вонифатия, хотя работы начались ещё в апреле, а сейчас август – грибок делает своё дело, грозя уничтожить построенное.

Конечно, виноват во всём я сам. И к Алёше, и к его родителям нужно было быть внимательнее, больше интересоваться их духовным ростом. Несколько утешаюсь словами святителя Феофана Затворника, который в книге «Путь ко спасению» предупреждал, что юноши и девушки в подростковом возрасте, когда начинается бурное движение крови, отходят нередко на время от Церкви, как бы попадают в водопад. Задача родителей – их поймать, помочь приводниться и вернуть к Богу. Способствуют этому и учёба, армия, различные испытания.

Я о себе высоко возомнил, а на деле немощен есть, как пузырь мыльный. Позабыл, что и ближние немощны, и я сам виноват, что ждал от них слишком много. Теперь смиряюсь. Хотел монастырь построить, но, похоже, он только мне и был нужен. Понимаю, не поднять мне его, достаточно и прихода. Один монах говорил паломникам, что в настоящее время людей, способных к монашеской жизни, уже нет, современные люди жить вкупе, вместе не хотят и не могут. Быть человеком Божиим – это быть частью, а все хотят быть полнотой. Поэтому мало согласия даже в семьях.

Иссякли также источники денежных поступлений. Есть поповская поговорка: «Май, июнь – в кружку плюнь». Имеется в виду, что все в полях, на огородах, им не до церкви. А сейчас из-за отпусков нет людей и в июле, и в августе.

Но и не так всё плохо. Мастер Василий стучит в одиночку по жести, как целая сбежавшая бригада, что несколько утешает. На литургии успокаиваюсь, понимаю, что все мои страхи и тревоги от мании величия и маловерия. В своих выводах я не оставил места Богу, хотя на всё святая воля Его. Звонит сын Сергей, говорит: «Отправь Алексея к бабе Тане, отдохните друг от друга». И Алексей уезжает туда, где нет Интернета. Он этого не знает. Говорю на прощание: «Если что, звони, я тебя привезу обратно». Но звонков не было, и через неделю приехал совсем другой Алёша. Улыбчивый, покладистый, послушный, отдохнувший от смартфона и разных блогеров. Приход тоже начал собираться, и пожертвования увеличились. Мне стало стыдно, что обижался на своих дорогих прихожан.

Но остаётся главная нерешаемая проблема – кровля храма Святого Вонифатия. Звоню Георгию Родионову – нашему архитектору. Прошу дать телефоны каких-нибудь строителей. Через день Георгий даёт мне телефоны трёх организаций. Звоню по очереди, ответы одинаковые: «Батюшка, нам известны ваши проблемы. Но наши кровельщики сейчас заняты. Когда будет окно, вы с ними договоритесь частным порядком. Может, они вам и сделают работу». Но в приоритете у строителей и большинства людей дома, дачи, а для Божиих дел в их расписании нет окон, даже если им готовы заплатить. Помню, Святейший Патриарх, когда был в Сыктывкаре, рассказывал, как он с приходским батюшкой отправился к председателю колхоза с просьбой продать шифер для кровли храма. Председатель возмущённо воскликнул: «Вы что, у меня в свинарнике крыша протекает, а вы с каким-то храмом лезете!» Наверное, сейчас нет уже тех свинарников, но отношение к Церкви не изменилось…

Ну вот, снова жалуюсь. А Господь между тем про нас помнит и наверняка найдёт, как утешить.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

3 комментариев

  1. протоиерей Борис Прокофьев:

    Отче Игнатие, дай тебе Господь благодать различать помыслы, возникающие в твоем уме; и умение бороться с теми помыслами, которые всеваются врагом спасения. Помогай Господь!

  2. Аноним:

    Это ропот…

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ