Необоснованные обвинения

В современном мире становятся нормой обвинения, которые вообще никак и ничем не подтверждены.

Помню, как «Новая газета» со слов протодиакона Андрея Кураева попыталась обвинить в содомии одного из наших архиереев. Материал вышел огромный, на разворот. «Доказательства» приводились потрясающие. Например, на воротах православного детского лагеря епархии нашли радугу. Оказывается, это символ геев. При чём здесь архиерей – он что, сам рисовал?  Ещё один аргумент в статье: бывший келейник владыки, с детства находившийся рядом с ним, рассказал душераздирающую историю. Епископ однажды попросил его сделать массаж. И что? И ничего. Келейник отказался, на том дело и закончилось. Ну и дальше всё в том же духе. Повторюсь, этому был посвящён целый разворот в главной оппозиционной газете в России. Но даже самые махровые атеисты так и не поняли, что делать с этой ерундой, которую все постарались поскорее забыть.

Но это, скорее, позитивный пример, когда номер не прошёл. К сожалению, очень часто сотрясение воздуха производит более глубокое впечатление. Во время чемпионата мира по футболу появилась любопытная публикация в «Гардиан». Далеко не худшая из британских газет попыталась уверить читателей, что так называемые российские болельщики – это на самом деле кремлёвские силовики. Автор сослался на безымянного английского чиновника, не назвавшего ни одной фамилии якобы опознанных силовиков. Вместо этого был упомянут один из лидеров московских болельщиков.  Лет пять назад он случайно попал в кадр рядом с Владимиром Путиным на похоронах человека, причастного к миру футбола. Так вот, многие наши «борцы с режимом» в это поверили и подают сейчас атаку «русского спецназа» в Марселе как доказанный факт.

Мы имеем здесь дело с довольно грубой ложью. Но чаще встречаемся с более тонкими случаями необоснованных обвинений. Я поднял эту тему в связи с новой акцией Андрея Кураева, о которой узнал в блоге своего друга. На этот раз о. Андрей решил посмеяться над Патриархом. На видеоролике Святейший выходит из патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры и садится в машину, которая следует в Успенский собор. Читаем у Кураева:

«В бронированном мерседесе по Лавре. Патриарх Кирилл преодолевает 100 метров от патриарших покоев до Успенского собора внутри Лавры: джип с охранниками едет вслед – несмотря на то что на каждом шагу и так стоит по полицейскому. Если каждый шаг Святейшего связан с необходимостью таких мер безопасности, не стоит ли ему присвоить звание Героя России за совершаемый им ежеминутный рискованный подвиг? И если Патриарх и Священноархимандрит Лавры ни на минуту не доверяет преподобному Сергию, будучи у него в гостях, то стоит ли семинаристам советовать в трудные минуты прибегать к Преподобному?»

Здесь всё правда. И всё ложь. Всё-таки отец Андрей высокоумнейший человек и умеет совместить, казалось бы, несовместимое. Во-первых, он забывает сказать, что идёт дождь, причём сильный, а на Патриархе белый подрясник, который гарантированно испачкается, если он пойдёт пешком. Во-вторых, Патриарху в этом году исполняется 70 лет, и я не знаю, какое на самом деле расстояние от его покоев до Успенского собора, но и сто метров – это немало.

Вопрос, зачем охрана, вообще трудно обсуждать. Она появилась в 1993-м, и отнюдь не по просьбе Патриарха Алексия. Сначала этим занималась милиция, потом Федеральная служба охраны. После гибели отца Даниила Сысоева число сотрудников было увеличено. То, что желающие убить главу Русской Церкви есть, – вне всякого сомнения, а заявлять, что ему не хватает веры в молитвы преподобного Сергия, настолько убогая демагогия, что её противно обсуждать. Ведь если ты отказываешься от помощи людей, чуда может и не произойти. А для государства это вовсе не каприз и не желание подчеркнуть особую роль Русской Церкви, ведь гибель Святейшего приведёт к чудовищному кризису. Представьте, что убийство поручат мусульманам. Представили?

Пытаюсь объяснить другу, почему мне отвратителен пост Кураева, который создаёт иллюзию, будто на видео происходит что-то крайне смешное, неприличное, противоречащее неписаным канонам, известным только посвящённым вроде него. А по мне – так это обычное жульничество.

Стена. Не могу убедить друга. Наконец, он с иронией говорит, что, может, Патриарх болеет, но охранники-то точно здоровы – они-то зачем на джипе по Лавре раскатывают?

Отвечаю:

– Нет, они не болеют. Но имеют полное право самостоятельно решать, копаться ли им в багажниках в поисках зонтов, а потом устраивать крестный ход, точнее, крестный бег, чтобы успеть к выходу Патриарха, или тупо подъехать на автомобиле. В их инструкции, как и в инструкции всех охранников в мире, вписано, что и как они должны делать. Если лаконичнее: мне кажется, что сюжет не стоит выеденного яйца.

Но так и не убедил. Друг – прекрасный журналист, чудесный человек, но когда у тебя окружение такое же продвинутое, как отец Андрей, заслужить репутацию «охранителя», «реакционера», только что не «запутинца» и уж точно дурака, раз не соглашаешься, – страшное дело.

Я говорю о вещах, которые для большинства читателей очевидны. Вот только необоснованные обвинения – совершенно обычное дело не только на страницах «Гардиан» или в блогах отца Андрея. Мы сталкиваемся с ними едва ли не каждый день, сами создаём их на ходу, соглашаемся со знакомыми, опасаясь, например, прослыть «либералами» или просто некомпанейскими людьми. Помню, в пионерском лагере у ребят начали пропадать деньги. Потом раздаётся крик: «Нашли вора!» Начали его учить, я тоже стукнул – не сильно, за компанию… Тридцать шесть лет прошло, а до сих пор стыдно и больно. Доказательств, что этот мальчишка виновен, не было никаких. Кто-то увидел у него деньги, скорее всего мама дала в дорогу. Кому-то пришла в голову мысль, что они ворованные. Да вору, наверное, и пришла.

Оглавление выпуска     Следующая публикация →

Добавить комментарий