Что больше космоса

Вторая половина сентября, вечер. По Московскому проспекту в Санкт-Петербурге идёт симпатичная девушка в серой форме с надписью «Полиция» на спине и пистолетной кобурой на боку. Сзади следуют двое кавказцев и, улыбаясь, переговариваются на своём языке. Наверное, для них, южан, странно видеть вооружённую женщину. Девушка останавливается у ворот Новодевичьего монастыря, заступая на дежурство, а кавказцы… следуют через ворота и становятся в очередь, которая медленно движется в храм к мощам преподобного Силуана Афонского.

Мощи монаха – русского человека, уроженца Тамбовской губернии, который стал святым не только для греков, сербов, болгар, но даже для некоторых иноверных, – нынче впервые покинули пределы Святой Горы. Может, этим объясняется такой поток людей к ним? И кого только в очереди нет! Передо мной стоит женщина средних лет, явно бизнесвумен, экипированная по науке: в длинной юбке, в специально пошитой для храма «дореволюционной» кофточке с накладными плечиками, с сумочкой под цвет кофточки. Вот достала смартфон, читает загруженную в него молитву… А сзади слышится шум – полицейский и охранник храма несут на руках древнюю старушку, рядом идёт мужичок деревенского вида и оправдывается: «Коляски-то нет у нас… Просил я, чтобы хоть на день дали, хоть на часок, чтобы к мощам свозить, да не дали…»

Что привлекло сюда таких разных людей? Неужели «запали» на уникальность события – мол, такое впервые, приурочено к 1000-летию присутствия русского монашества на Святой Горе и ещё тысячу лет не повторится? Или людьми движет что-то другое?

И это при том, что в нашем постсоветском обществе подавляющее большинство людей не понимает, что такое святые мощи. Некоторые вообще считают «поклонение трупам» дикостью. Убедился я в этом недавно, общаясь по Интернету со старыми приятелями. Вроде русские люди, патриоты, а когда узнали, что частицу мощей преподобного Серафима Саровского собираются отправить в космос на Международную космическую станцию, то словно с цепи сорвались:

«Это что-то новое в космонавтике… Я в шоке. P.S. И старт перенесли из-за неполадок».

«Как бы корабль того, не разбился об небесную твердь».

«Я не против религии, каждый пусть сам за себя решает. Но лезть всегда и везде…»

Один из «сочувствующих православию» тут же разложил «всё по полочкам»: «Выглядит как бизнес-проект епархии, которая хранит эти мощи для повышения своего статуса и увеличения количества прихожан. Мощи – это один из важных активов конкретных подразделений церквей. Они передаются в дар, дробятся, обмениваются, отправляются в туры по стране и миру.

Данный случай – сначала перформанс, потом известность, статус и доход. Как это выглядит со стороны, никого не волнует».

Спорить с этим «сочувствующим» было сложно. Тем более что на днях произошло ещё два события, связанных с именем нашего святого. В Ватикане митрополит Волоколамский Иларион передал в дар Папе Римскому частицу мощей преподобного Серафима Саровского в ковчеге, изготовленном в форме пасхального яйца. А в Москве в связи с 80-летием и «во внимание к большому вкладу в строительство храмов» бывшему мэру Юрию Лужкову вручён орден преподобного Серафима Саровского I степени. «Ну и что в этом особенного? – пытаюсь объяснить непонятливым. – Преподобный Серафим почитается во всём мире, и благодать, ему дарованная, приводит к Богу независимо от того, православный ты или католик. А Лужков… что вы знаете про него? Может, он глубоко верующий, вам же он не исповедовался».

На самом деле мы многого не знаем. Для меня, например, в своё время стало открытием, что православный храм в Звёздном городке появился ещё во времена СССР, в 1990 году, и тогда же в нём стали мироточить иконы. Рассказал мне об этом врач Центра подготовки космонавтов Сергей Даниличев в те драматические дни, когда старую станцию «Мир» сводили с орбиты и топили в океане.

– Все космонавты у нас настроены патриотически, к Русской Православной Церкви относятся очень хорошо. Есть среди них и верующие, – рассказал работник ЦП. – Ездили мы и по монастырям. Но космонавты не афишируют свою веру. Первыми святыми образами, привезёнными на «Мир», были иконы Казанской Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Меня космонавт попросил, я ему дал. Он отвёз туда… Космонавт Мусабаев брал с собой Коран. На телевидении из этого такое шоу сделали, что у нас в Звёздном недоумевали. Ведь большая часть космонавтов у нас православные, но они «агитации» своей веры с борта станции себе не позволяли.

Пересказал я это тем, кто возмутился отправкой мощей в космос, а также привёл случаи помощи Божией космонавтам. Ещё поведал, что со времён Юрия Гагарина у космонавтов есть традиция – посещать Троице-Сергиеву лавру. А последние десять лет стало традицией ездить туда на молебен перед самой отправкой на космодром. Вроде эти факты успокоили моих оппонентов, перестали ругаться. Ведь не им лететь в космос, рискуя жизнью, и какое право имеют осуждать тех, кто в полёт берёт с собой святыни?

Мало кто знает, но в космос святые мощи уже отправлялись. В 2008–2009 годах там побывали мощи преподобного Сергия Радонежского, в 2010 году – мощи святых Феодора Стратилата и Феодора Тирона, в 2011–2012 годах – мощи святителей Филиппа и Петра, в 2013 году – Землю облетели мощи Георгия Победоносца. Шума из этого не делали, поскольку важен-то был не «пиар», а духовный смысл совершившегося. Думаю, так же без суеты и шума за пределами Земли, в открытом пространстве Божьего мироздания, будет совершена и первая литургия. Для верующих без разницы, где является Христос. Вся вселенная – Господня.

Что примечательно, в Петербурге я не видел никакой рекламы о прибытии в город мощей преподобного Силуана Афонского. А народ шёл и шёл… Казалось, что святыня сама людей притягивает. Они становились на колени перед ковчежцем, некоторые плакали. «Я никогда не прихожу к людям, не помолившись о них», – говорил старец Силуан. И не его ли молитва сейчас приводит людей к святыне, к Богу? И это удивительней, чем все чудеса бескрайнего звёздного космоса.

Оглавление выпуска     Следующая публикация →

Добавить комментарий