15 фактов о святом СЕРАФИМЕ САРОВСКОМ

1 августа  – память преподобного старца

Серафим Саровский

Серафим Саровский

  1. Родился Прохор (его мирское имя) 19 июля (1 августа нов. ст.) 1759 года в Курске в купеческой семье. 18 августа 1786 года мать благословила его на монашеский подвиг медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни.
  2. Несколько раз преподобный чудесно исцелялся и спасался. В детстве Прохор остался невредим, упав с колокольни. На третий год послушничества он заболел водянкой и через полтора года слёг. Тело его распухло. Испытание продолжалось три года, а исцелила его Сама Богородица. «Правую ручку положила мне на голову, а в левой-то ручке держала жезл и этим-то жезлом и коснулась убогого Серафима; у меня на том месте, на правом бедре-то, и сделалось углубление: вода-то вся в него и вытекла», – рассказывал он сам.
  3. После восьми лет послушничества Прохор был пострижен в монахи с именем Серафим. Вёл уединённую жизнь, по ночам удалялся в келью, поставленную им в шести километрах от монастыря. В этот период жизни однажды во время службы он увидел, как по воздуху храма идёт Иисус Христос в окружении Бесплотных Сил. Три часа Серафим простоял неподвижно, не в силах произнести ни слова.
  4. Дьявол всячески искушал Серафима в уединённой келье: приводил к порогу диких зверей, являл ему гроб с мертвецом и, наконец, наслал на него «хульные мысли и уныние». Чтобы не поддаться дьяволу, Серафим тысячу ночей, стоя на коленях на гранитном камне, взывал: «Боже, милостив буди мне грешному». До тех пор он совершал этот подвиг, пока не стали гноиться старые раны на ногах. В своей келье он поместил ещё один камень, на котором отдыхал днём. Эти камни по сей день находятся в Дивеево.
  5. Около кельи Серафим развёл огород и устроил пчельник. Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом. По свидетельству монахинь Дивеевской обители, медведь слушался его, «как будто разумный».
  6. Когда преподобный отшельничал в лесу, на него напали грабители – местные крестьяне, решившие, что у святого есть деньги. Они избили его до полусмерти, после чего старец на всю жизнь остался хромым.
  7. В 1807 году после нападения разбойников принял на себя подвиг молчальничества, живя в своей келье. Когда ему встречался человек, преподобный падал ниц и лежал до тех пор, пока встречный не уходил.
  8. Преподобному Серафиму было 55 лет, когда новый настоятель монастыря призвал его вернуться из пустыни и вновь поселиться в монастыре. Смиренный инок послушался игумена и, придя в монастырь, ушёл в затвор. Пять лет он жил в келье площадью в 2,5 квадратных метра. Питался толокном и капустой. В келью не пускал никого.
  9. Гостей старец приветствовал словами: «Радость моя, Христос воскрес!» Он говорил: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя», «Рай и ад начинаются на земле», «Суди себя сам, и Господь не осудит», «Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному», «Паче поста и молитвы есть послушание, то есть труд», «Святой – это грешник, который решил исправиться».
  10. Через 15 лет затворничества Богоматерь указала Серафиму на целебный источник. Открыв тот источник другим людям, святой отец завершил затворническую жизнь и встал на путь старчества, последнего своего подвига. Он принимал посетителей, число которых в праздничные дни доходило до пяти тысяч человек.
  11. Преподобный опекал сестёр Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Дивеево называют «Четвёртым уделом Божией Матери». Пресвятая Богородица обещала ему всегда быть Игуменией этой обители, «изливая на неё все милости Свои и всех благодатей Божиих».
  12. Богородица являлась ему 12 раз. В 1831 году, за год и девять месяцев до кончины, Серафим увидел последнее – двенадцатое – видение. Ему явилась Богородица в сопровождении Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и двенадцати дев и четыре часа о чём-то беседовала с угодником.
  13. 2 января 1833 года преподобный Серафим был найден уже бездыханным в коленопреклонённой молитве перед иконой Богоматери «Умиление», перед которой молился всю свою жизнь.
  14. Синод долго не хотел причислять Серафима к лику святых. Комиссия по изучению обстоятельств жизни отшельника Саровского пришла к выводу, что прославлять его рано. Только личное вмешательство Николая II помогло решить вопрос о канонизации Серафима. 1 августа 1903 г., через 70 лет после кончины, в день рождения состоялась канонизация преп. Серафима. Событие сопровождалось многими чудесными исцелениями.
  15. Иконописное изображение Серафима Саровского писалось с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

8 комментариев

  1. православный:

    «Видя смиренномудрие святого старца, дьявол воздвиг на него сильную мысленную брань, поддерживая ее с такою силою, от которой падали некоторые и из великих подвижников. Тогда старец Серафим, в тяжком душевном обстоянии, обратился с сердечною молитвою к Подвигоположнику нашего спасения Господу Иисусу Христу и его Пречистой Деве Матери, и в тоже время, для устранения и истребления дьявольских козней, решился подъять на себя новый высший молитвенный подвиг по примеру древних христианских столпников. В глубине дремучего леса, в ночное время, никем невидимый, всходил он на высокий гранитный камень, для усиления своего молитвенного подвига, и долговременно молился на нем, стоя на ногах или коленопреклоненный, взывая от глубины души мытареву молитву:
    — Боже, милостив будь мне грешному!
    В кельи своей сей новый столпник поставил также небольшой камень, на котором молился с утра до вечера, оставляя тот камень лишь для отдохновения от крайнего изнурения сил или для небольшого укрепления себя скудною пищею. В этом великом подвиге преподобный Серафим провел тысячу дней и тысячу ночей. Враг окончательно был побежден, и мысленная брань прекратилась.»
    __________________________________________________________
    Помолимся братие и сестры за рабу Божию Теону (в христианском варианте – Феоне), искушаемой непотребными помыслами.
    Да дарует ей Господь вразумление и смирение.

  2. православный:

    «Видя смиренномудрие святого старца, дьявол воздвиг на него сильную мысленную брань, поддерживая ее с такою силою, от которой падали некоторые и из великих подвижников. Тогда старец Серафим, в тяжком душевном обстоянии, обратился с сердечною молитвою к Подвигоположнику нашего спасения Господу Иисусу Христу и его Пречистой Деве Матери, и в тоже время, для устранения и истребления дьявольских козней, решился подъять на себя новый высший молитвенный подвиг по примеру древних христианских столпников. В глубине дремучего леса, в ночное время, никем невидимый, всходил он на высокий гранитный камень, для усиления своего молитвенного подвига, и долговременно молился на нем, стоя на ногах или коленопреклоненный, взывая от глубины души мытареву молитву:
    — Боже, милостив будь мне грешному!
    В кельи своей сей новый столпник поставил также небольшой камень, на котором молился с утра до вечера, оставляя тот камень лишь для отдохновения от крайнего изнурения сил или для небольшого укрепления себя скудною пищею. В этом великом подвиге преподобный Серафим провел тысячу дней и тысячу ночей. Враг окончательно был побежден, и мысленная брань прекратилась.»
    ___________________________________
    Помолимся братие и сестры за рабу Божию Теону (в христианском варианте имени – Феону), искушаемой непотребными помыслами.Да дарует ей Господь вразумление и смирение.

  3. Валерий:

    Интересно то, что в те времена когда матушка благословляла Прохора медным крестом, такие кресты были в основном у старообрядцев. А лествица в руке преподобного и восьмиконечный крест наводит на такие же мысли. За явные симпатии к старообрядчеству его и не желали канонизировать.

    • Православный:

      Русь в Х веке вместе с Христианством приняла от греков троеперстие, ибо все восточные православные патриархии из покон веков крестились тремя перстами и никакой перемены из двоеперстия в троеперстие в конце XII века и РАНЕЕ не было! Это очень легко доказать: Грузия – приняла христианство в качестве государственной религии в 326 г. н.э. (IV век). В Грузинской Православной Церкви ВСЕГДА крестились только тремя перстами. Если не верите – изучите летописи ГПЦ или расспросите грузинское духовенство: крестились ли когда-либо в Грузии двумя перстами? На вас посмотрят с удивлением.
      ________________________________________________________

      Приведем высказывания преп. Серафима о старообрядцах и правильном перстосложении из книги о батюшке Серафиме «Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца» (Сост. Л.И. Денисов. М., 1904. С. 239–240).

      Пять эпизодов из жизни преп. Серафима ясно обрисовывают его отношение к старообрядцам и к содержимым ими обрядам, из-за которых они с упорством отделились от Св. Православной Церкви.
      Приводим два из них в назидание как «приемлющим священство», то есть самозванную белокриницкую иерархию, так и «не приемлющим оного», то есть беспоповцам.
      Однажды пришли к нему четыре человека из ревнителей старообрядчества — жители села Павлова Горбатовского уезда Нижегородской губернии, спросить о двуперстном сложении, с удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением. Только что переступили они за порог келии, не успели еще сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину Православной Церкви и, таким образом крестя его, дал такое наставление: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов; а двуперстное сложение противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в Церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Духом Святым, поставляющим в ней и учителей, и пастырей по преемству от Апостолов. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел: она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, когда бы не была привязана к кораблю».
      В другое время пришел к нему один старообрядец и спросил:
      — Скажи, старец Божий, какая вера лучше: нынешняя церковная или старая?
      — Оставь свои бредни, — отвечал о. Серафим, — жизнь наша есть море, св. Православная Церковь наша — корабль, а кормчий — Сам Спаситель. Если с таким Кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты с своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду — спастись без кормчего?

      Эти случаи описаны также в одном из первых жизнеописаний батюшки Серафима, изданном Н.В. Елагиным в первой половине XIX века, задолго до прославления старца.

  4. теона:

    тысячу дней стоял на коленях,5 лет не выходил из кельи,размером в 2,5 м кв…А как же естественные человеческие нужды и потребности?

    • православный:

      «Видя смиренномудрие святого старца, дьявол воздвиг на него сильную мысленную брань, поддерживая ее с такою силою, от которой падали некоторые и из великих подвижников. Тогда старец Серафим, в тяжком душевном обстоянии, обратился с сердечною молитвою к Подвигоположнику нашего спасения Господу Иисусу Христу и его Пречистой Деве Матери, и в тоже время, для устранения и истребления дьявольских козней, решился подъять на себя новый высший молитвенный подвиг по примеру древних христианских столпников. В глубине дремучего леса, в ночное время, никем невидимый, всходил он на высокий гранитный камень, для усиления своего молитвенного подвига, и долговременно молился на нем, стоя на ногах или коленопреклоненный, взывая от глубины души мытареву молитву:
      — Боже, милостив будь мне грешному!
      В кельи своей сей новый столпник поставил также небольшой камень, на котором молился с утра до вечера, оставляя тот камень лишь для отдохновения от крайнего изнурения сил или для небольшого укрепления себя скудною пищею. В этом великом подвиге преподобный Серафим провел тысячу дней и тысячу ночей. Враг окончательно был побежден, и мысленная брань прекратилась.»
      __________________________________________________________
      Помолимся братие и сестры за рабу Божию Теону (в христианском варианте – Феоне), искушаемой непотребными помыслами.
      Да дарует ей Господь вразумление и смирение.

    • Филофея:

      Теона! В чём состоит смысл вашего вопроса!

Добавить комментарий