Живой кладезь

– Господь ждёт от нас смирения. Но как можно и нужно ли смиряться с людской наглостью, жадностью и глупостью?

– Господь ожидает нашего смирения перед Ним, перед Его святой волей и всеблагим Промыслом. Но это не означает, что мы должны быть терпимы ко злу, греху и неправде. Святые отцы учат: «Люби грешника, но ненавидь грех». Человека, даже самого грешного, мы должны прощать, терпеть и проявлять к нему снисхождение. Но с наглостью, жадностью и глупостью как с явлением нужно вести непримиримую борьбу, не допуская его развития и особенно проявления в своей жизни.


– Я стараюсь быть спокойнее, не нервничать, стараюсь одёргивать себя, людей оправдывать, если они плохо со мной поступили. Но часто не сдерживаюсь. Я спокойный по натуре человек, но если задеть меня за живое, как коллега по работе не так давно, становлюсь колючей, неразговорчивой с этим человеком. Понимаю, что это гордыня. Почему так происходит, я ведь правда хочу исправиться, но мои попытки какие-то неуклюжие – желание есть, а силы мало. Исповедываюсь и причащаюсь, стараюсь, но мало получается. Может, молитвы есть? Что мне делать?

– В нашей жизни не бывает случайностей и совпадений. Любые жизненные обстоятельства, встречи и знакомства, а тем более люди, с которыми мы ежедневно сталкиваемся на работе, – всё это попущено Богом, по Его святой воле и всеблагому Промыслу. Вы – православная христианка, должны не просто верить в Бога и в факт Его существования, но и полностью доверять Ему. Вы ежедневно в молитве говорите: «Да будет воля Твоя…», и Господь по вашей просьбе и Своей воле посылает на вашем пути людей с немощами, слабостями и недостатками. Мы все, православные христиане, на пути духовного спасения должны стараться достигать совершенства: «И будьте совершенны, как Совершен Отец Ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Вы никогда не научитесь прощать, если вас не будут обижать, вы не научитесь терпеть, если вас не будут раздражать, вы не научитесь смиряться, если вас не будут оскорблять и унижать. Поэтому все, даже сами плохие люди, – это ваши «учителя» в «школе» духовного возрастания. Вы сами видите, что оценки ваши неудовлетворительные, поэтому чаще делайте «работу над ошибками», которая заключается в самоанализе, в осознании своих грехов, в покаянии и подготовке к исповеди. Для научения в смирении читайте ежедневно Псалтырь по одной кафизме в день, на каждой «Славе» добавляйте молитву преподобного Ефрема Сирина (без поклонов).


– Пришла сегодня в церковь поставить свечки, оставила пакет на подоконнике с личными вещами. Когда начала забирать, поняла, что украли белое полотенце прямо из пакета! Может, это какой-то знак?

– Знак того, что нельзя оставлять пакет и сумку без присмотра. В святом месте нередко орудуют мелкие воришки и карманники или просто душевно болящие клептоманы.


– Каким должен быть православный человек? У святых отцов читаю, что настоящему христианину должно быть чуждо всё земное, т. е. он, конечно же, должен быть открытым и обходительным с людьми, но различные развлечения, увеселения не должны его интересовать. Жизнь – это искушения и борьба, и настоящая жизнь будет в будущем веке и только туда нужно здесь, на земле, стремиться. С другой стороны, я недавно прочитала статью, где обличаются постные и унылые лица христиан, и там сказано, что нужно любить эту жизнь, иметь увлечения, общаться, радоваться. Я, наверное, тоже отношусь к «постным и унылым лицам». Когда я слишком много времени уделяю общению или даже просто нахожусь вне дома, я начинаю оставлять дела веры, постоянную память о Боге, молитву. А с другой стороны, когда стараюсь всё своё время уделять духовному, у меня много помыслов, искушений, я постоянно расстраиваюсь, что в вере делаю не так, как надо. Или у меня гордость, или я такая идеалистка, но когда я читаю, например, у Иоанна Кронштадтского, как нужно славить и любить Бога и каяться, я понимаю, что у меня всё не так, и расстраиваюсь. И сейчас понимаю, что я настолько пытаюсь всегда всё сделать идеально, много молиться и читать, что совсем потеряла ту искренность, любовь, покаяние, какие были раньше, когда я пришла к вере. Раньше плакала о грехах, а сейчас настолько начиталась, что постоянно думаю, что и у всех людей такое бывает, – как будто скрытое самооправдание. И я часто не могу быть радостной, потому что у меня постоянно что-то на душе.

– Святые отцы советуют христианам в духовной жизни следовать «царским путём». Это означает, что царь никогда не шёл по краю обочины, а его путь пролегал по центру дороги. Так и нам в духовной жизни не следует увлекаться фарисейской отрешённостью и унылостью, от которой предостерегал Спаситель. Не стоит впадать в нездоровый религиозный фанатизм, который для некоторых заменяет истинную духовность. Но вместе с тем нужно опасаться бездумного федерализма, легкомыслия и беспечности в духовной жизни, когда вера является всего лишь следствием традиции, национальной культуры, а не делом и смыслом всей жизни. Для того чтобы правильно смотреть на вещи духовные, читайте литературу, предназначенную не для монашествующих, а для мирян. Многие святые отцы в своих трудах делают соответствующие замечания, напоминая, что монах должен свою волю подчинить воле старца, духовного наставника или игумена. А миряне должны руководствоваться советами людей духовно опытных, прежде всего духовника или приходского священника. Об этом можно прочитать в трудах, особенно в письмах к духовным чадам, святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова), старца Иоанна Валаамского, игумена Никона (Воробьёва), преподобного Паисия Святогорца и других.


– Надо ли целовать батюшке руку, когда он помазывает елеем после акафиста? Просто один раз батюшка говорил не целовать.

– Целовать руку при помазании необязательно, тем более если батюшка об этом просил.


– На своей работе я и ещё два сотрудника занимаемся приписками и имеем небольшой «левый заработок». Я хочу исповедаться в этом грехе и постараться больше так не делать. Однако как мне объяснить моим сослуживцам, чтобы они меня правильно поняли и чтобы не обижались, так как они будут просить меня продолжать этим заниматься, ведь я являюсь кассиром, соответственно, деньги они могут получить только от меня.

– Не зная всех подробностей и обстоятельств вашей трудовой деятельности, мне трудно сделать анализ и дать оценку всему происходящему, а тем более что-либо посоветовать. Если вы не можете избежать приписок, если вы боитесь, что вас не поймут и вы подведёте коллег, просто откажитесь от своей доли незаслуженно полученного жалования. Пожертвуйте эти деньги бедным, нуждающимся или на нужды храма. Таким образом, вы избежите греха скверноприбытчества.

Отвечал протоиерей Александр Билокур

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий