Блаженный Андреюшка

Солигалич во время паводка. Преображенская церковь (справа) и Никольский храм

Солигалич во время паводка. Преображенская церковь (справа) и Никольский храм

Столпники, затворники, бденники, нагиши, верижники… Каких только подвижников не было на Руси. Но вот о таком роде подвижничества, о котором я узнал в Солигаличе, прежде слышать мне не доводилось.

– При нашем Преображенском храме в начале XIX века подвизался ещё блаженный Андрей Цепенников, – сообщил мне в разговоре между прочим настоятель о. Александр Смирнов. – Он себя приковал цепью к храму и 44 года, до самой своей смерти, нёс этот подвиг ради Христа. Ещё при жизни его почитали святым, хотя он и не канонизирован Церковью. Люди к нему приходили со всей округи молиться, испрашивали благословения и совета.

– А как же он жил? Как в храм ходил? – удивляюсь я подвигу, с трудом вмещающемуся в моё сознание.

– Цепь была длинной, а рядом с храмом стояла небольшая изба, где в комнатке он молился и спал.

О блаженном Андреюшке – именно так ласково ещё при жизни называли угодника Божия жители города – сейчас мало кто помнит. Во время нашего разговора с настоятелем из церковной библиотеки мне вынесли увесистое издание Провинциального некрополя, выпущенное в Санкт-Петербурге в 1914 году, и нашли там запись: «Андрей Ивановичъ Цепениковъ, Соли Галитцкой мещанинъ, родился въ 1780 году, скончался въ 1843 году въ марте месяце и 44 года держалъ себя прикованнымъ на цепи (Солигаличъ, при Преображенской церкви)».

– В советское время крест стоял ещё на могиле, за ней ухаживала одна пожилая женщина, – говорит отец Александр, – а потом всё убрали. Надо будет новый крест поставить.

Однако о блаженном Андреюшке сохранилось достаточно много письменных воспоминаний, оставленных ещё при его жизни и сразу же после его кончины.

В молодости он золотил иконостасы и снискал славу мастера от Бога, поскольку иконостасы долгие годы продолжали сиять и не тускнели. В 20-летнем возрасте Андрей много раз перечитал Апокалипсис, отчего, по мнению некоторых жителей Солигалича, как бы тронулся умом. Бросил своё ремесло, удалился от всех житейских дел, в конце концов приковал себя цепью к храму, посещая, впрочем, все богослужения. Его комната была пропитана запахом ладана.

Принимал подаяния он только продуктами, в основном калачиками, которыми и сам питался, и кормил своих родных. Но даже такие подарки брал не у всех. Если принимал, то это значило, что посетителя он считает человеком добрым. Если же не брал или бросал на пол к двери – значит, эти люди совершили какой-то проступок или ведут неправедную жизнь. Считалось за счастье, когда Андреюшка разговорится с кем-нибудь. Говорил он так, что в каждой его фразе, даже в отдельном слове необходимо было найти сокрытый смысл. Одним он пропоёт «Христос воскресе», что означало: скоро у них будет большой праздник и всё будет хорошо, а другим – «Со святыми упокой», то есть кого-то ждёт смерть.

На похороны Андреюшки собрались жители Солигалича от мала до велика и всё духовенство города. В этот день шёл дождь и дул сильный ветер, но, несмотря на это, ни одна свечка не погасла, когда тело его несли на кладбище. На могиле установили крест и поместили цепи с чугунной плитой, к которой он себя приковывал.

И после смерти к блаженному шли за советом и молитвой, веря в его помощь. В советское время люди стали забывать о блаженном Андреюшке. Сейчас память о нём снова возвращается.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий