Из проповедей. Протоиерей Павел Адельгейм.

Павел-Адельгейм-в-вертоград

Гнилое слово

Зачатие младенца во чреве матери бывает источником радости в семье. Любовь приносит плод. О зачатии младенца сперва радуются родители. Для остальных людей событие остаётся сокровенным до времени. Зачатие ребёнка окутано радостью и тайной. Некогда архангел Гавриил возвестил Деве Марии тайну материнства. В церкви это событие получило название Благовещения. Православное богослужение сопоставляет двух Жён – Еву, как «мать всех живущих на земле», и Деву Марию, раскрывшую врата в вечную жизнь.

Слово «материнство» пробуждает в каждом человеке трепетную память о детстве, о нежности материнских рук, о тепле и защищённости. Материнство напоминает человеку о его матери – первой женщине в его жизни, подарившей ему богатство бытия, и наполняет сердце благодарностью. Есть ещё одно слово, производное от имени «мать» и связанное с ним неслучайной связью. Это слово – «матерщина». Оно собирает и выражает гнусность, пошлость и цинизм, которые развращают сердце. Почему дурное и недостойное человек связывает со светлым именем матери?

Пафос матерщины – в поругании общезначимой святыни. Это поругание бытия в его источнике – осмеяние Божьего дара. Когда сердце наполняет злоба и человек хочет выплеснуть её ярко и хлёстко, он сознательно переступает табу, священный запрет, им самим для себя утверждённый: хулит собственную мать, как источник своего бытия.

Злоба находит удовлетворение, разряжаясь в попрании святыни, которую с благоговением хранит любое человеческое сердце. Злоба удовлетворяется осмеянием любви отца и матери. Надругаться над материнским лоном и таинством собственного рождения – более глубокое надругательство над бытием трудно вообразить: это отказ от собственного бытия, духовное самоубийство. Человек проклинает корни бытия в лице тех, кто его подарил, – в лице отца и матери. Последним пределом отвержения является Бог. Некогда Хам надругался над своим отцом Ноем, осмеяв его наготу. Человечество выразило своё осуждение этого поступка, назвав его «хамством». Матерщина выражает циничное отношение к матери.

Если вдуматься в слова матерщины, становится очевидным, что она выражает антимолитву или молитву сатане – противнику Бога и клеветнику. В основе матерщины лежит отрицание бытия. Это хула на Творца мира – Бога. Лермонтов говорит о демоне: «И ничего во всей природе благословить он не хотел». Через цинизм матерщины человек открывает выход ненависти, злобе и мести. Сублимирует насилие и убийство. «Исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, блуд, кражи, лжесвидетельства, хула – это оскверняет человека» (Мф. 15, 18-20).

В наши дни матерщина нередко употребляется без эмоционального накала, заполняя нечистотами повседневный быт. Человек употребляет эти слова в быту, обозначая обычные нужды и мысли. Мерзость становится окошком, сквозь которое он смотрит на своё существование, опошляя сознание, язык и образ жизни. Потерялась в памяти заповедь апостола Павла: «Братие! Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших!» (Еф. 4, 29). Замена сочных и образных выражений русского языка похабными словами свидетельствует об упадке современной культуры и человеческого достоинства.

19 апреля 2013 г.

Перспективы экуменизма

На библейской основе возникли три монотеистические религии: иудаизм, христианство и мусульманство. Все три религии признают Бога абсолютным началом бытия. Другого бога не может быть, как не может быть двух абсолютных начал, ограничивающих друг друга.

Признание единого Бога не приводит к единству верующих в Него. Напротив, их разделяет разное понятие о Боге, полученное не из религиозного опыта или человеческих рассуждений. Бог Сам открывает человеку познание о Себе Самом.

Возникает естественный вопрос: если откровение дано Богом, почему оно различно у трёх народов? Христиане объясняют, что Бог не в полной мере открыл Себя в Ветхом Завете. Полнота откровения дана Новым Заветом Иисуса Христа. Мусульманское откровение иудеи и христиане не признают подлинным. Проблема подлинности и полноты принятого Откровения разделяет три монотеистические религии.

Если одно Откровение признаём подлинным и совершенным, другие оказываются неподлинными или неполными. Ни одна религия не может признать принятое ею Откровение ложным, ибо признаёт его принятым от Бога. Бог открывает Себя через Своего избранника: Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда, – и не может вводить в заблуждение ищущих Его. Ошибаться может человек. Иудеи и христиане не признают Мухаммеда истинным пророком. Христиане полагают, что Бог открылся Моисею не во всей полноте. «Через Моисея был дан закон, благодать и истина были явлены через Иисуса Христа». Подлинность Откровения становится непреодолимым препятствием, разделяющим иудеев, христиан и мусульман.

Компромисс невозможен так же, как между вегетарианцем и тем, кто ест мясо и рыбу. Они могут дружить и любить друг друга, но вынуждены питаться раздельно. Нельзя объединить подлинное Откровение и ложное. Принять можно только подлинное Откровение. Мнимое следует отвергнуть, как грех против Истины.

Отсюда возникает невозможность совместной молитвы. У каждого свой храм, выражающий принятое Откровение. Истина не отрицает Любовь. Истину и Любовь нельзя противопоставить, ибо Любовь и Истина – имена абсолютного Начала, в Которое веруем. Между людьми всегда возможно общение в любви. Не всегда возможно общение в Истине. Это исключает совместную молитву.

Христианские вероисповедания – католичество, православие и протестантизм – выросли из одного Откровения, принятого через Иисуса Христа. Это ветви, выросшие в разных условиях из одного корня. Их различает предание, богословские и богослужебные традиции. Общими для них являются Евангелие и Символ веры. Поводом к расколу между Римом и Константинополем в 1054 году стал спор о теплоте и опресноках. Спор о богослужебном ритуале отражал различие в понимании смерти тела Христа и его нетления. Проблемы примата власти, исхождения Святого Духа и литургические различия возникли позже раскола, как его богословское обоснование.

Был период, когда в отношениях между Востоком и Западом разделение подчёркивалось и углублялось. Восстановление отношений понималась как предательство Истины. Позднее возникло стремление к объединению. Сперва к объединению подталкивала политика. Уния предполагала бескровное завоевание православного мира. Православие охраняло от Рима свои границы.

Настал день, когда Римский Папа встретился с Патриархом Афинагором. Они поклонились в землю друг другу, обнялись, поцеловались, примирились и признали «яко не бывшими» все взаимные анафемы и клятвы. Казалось, преодоление конфликта, возникшего в XI веке между Римом и Константинополем, приведёт к восстановлению полноценного Евхаристического общения. Всё осталось по-прежнему, словно не было великого акта примирения. Стало понятно, что для примирения недостаточно одной любви.

Первый период жизни ребёнок живёт во чреве матери. После рождения начинается новый период, из которого невозможно вернуться в чрево матери. Католичество и православие вышли из единства, в которое вернуться также невозможно. Тысячу лет они шли разными путями истории и культуры. Можно дружить и любить друг друга. Невозможно восстановить единую общую семью. Различия в понимании Истины между христианами допускают возможность любви и стремление к согласному пониманию Истины.

Отношения с протестантским миром у католиков и православных могут строиться на доверии и дружбе. Можно искать взаимного понимания Священного Писания и традиций с успехом для обеих сторон. Не состоится только общая молитва и Евхаристия. Отвергнув церковное предание, протестанты отменили историю и заново создали богослужебный ритуал, песнопения и молитвы. Человек нёс мешок, в котором была дырочка. По пути вся пшеница высыпалась. Если человек пойдёт обратно, ему не собрать зёрна, просыпанные в пути. Можно только заштопать дырочку и снова наполнить мешок пшеницей. Это означает восстановить общение.

Экуменизмом (лат. oecumenicus – «вселенский»; греч. oikumene – «обитаемая земля») называют движение за объединение разных конфессий, допускающее совместную Евхаристию и молитву. Это требует полного единения в Истине. Такая перспектива заманчива, но неосуществима. Единение возможно в любви с человеком, независимое от понимания им Истины, как возможна любовь между мужем и женой, состоящими в разных конфессиях. Это единение не может быть полным, пока нет единства в Истине. Можно любить друг друга, но полное единение невозможно без согласного понимания Истины. Эта преграда остаётся неустранимой на всю жизнь.

30 мая 2013 г.


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

1 комментарий

  1. Наталья Чернавская:

    Вторая проповедь, об экуменизме, очень чёткая и своевременная.

    Впрочем, как, увы, и первая.

Добавить комментарий