Внимай сердцу своему

Когда Священное Писание и святые отцы говорят о сердце, они имеют в виду как вышеестественное (духовное), так и плотское сердце. С одной стороны, сердце – жизненно важный «плотской» орган, с другой – это то место, где происходит развитие всей духовной жизни, где действует нетварная энергия Божия. Как правило, это «глубокое духовное сердце» неведомо не только окружающим, но и самому человеку. Ведь благодать Божия таинственно совершает спасение человека в его сердце.

«Иметь сердце» – значит найти своё сердце, через которое Бог сможет направлять человека. Человеку, очищающему себя от страстей и всех дел греха, это известно. После святого крещения благодать Божия находится в центре сердца, диавол же действует снаружи.

Православная Церковь выделяет следующие болезни сердца: неведение и забвение, ожесточение и окаменение, нечистота. Больным является несмысленное сердце, грубость – это тоже немощь сердца.

В миру чаще всего складываются семь видов порочных взаимоотношений, вносящих беспокойство в сердце. Это зависть, осуждение, гнев, раздражение, ненависть, обида, неприязнь.

Преодолеваются они двумя путями. Первый – исполнением Божией заповеди: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 27-28).

Второй – старанием устранять обиды, осуждение, зависть и неприязнь оправдательным деланием. Когда мы ищем оправдание другому, Господь оправдывает нас и приносит мир в душу. Этот духовный приём подробно разбирает старец Паисий Святогорец:

«Не находишь оправдания другим, но находишь себе самой? Тогда пройдёт совсем немного времени, и Христос не найдёт оправдания для тебя. Если человек невнимателен, то его сердце может в одного мгновение стать жёстким, как камень. И в одно мгновение оно может опять стать нежным. Стяжи материнское сердце. Знаешь, как чувствует мать: она всё прощает и иногда делает вид, что каких-то шалостей не замечает. Сердце расширяется, когда ты всё время оправдываешь непорядки, несовершенства, упущения других и смотришься в них как в зеркало. Поставив себя на место другого человека, мы отнесёмся к нему с сочувствием и оправдаем его…»

Делать добрые дела

В качестве первого целебного лекарства для сердца следует назвать покаяние. Сердце должно покаяться и вернуться к своему естественному состоянию. Св. Иоанн Лествичник указывает, что осквернившим себя после крещения необходимо «очистить руки свои неослабным огнём сердечным и елеем милости Божией».

Отцы Церкви заповедовали нам плач. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4). Святые призывают христианина плакать, поскольку при этом сердце очищается и приобретает духовную чувствительность, избавляясь от ожесточения и окаменения. Слёзы – это признак возрождённого человека, они отверзают очи души, они есть знак возрождения. Когда человек испытывает бремя различных трудностей, когда нервы на пределе, а всё внутреннее состояние выглядит жалким, следует стараться плакать с помыслами самоосуждения. Если сделать такую попытку, то и Бог пошлёт вам Свою благодать, так что слёзы сделаются образом жизни, а сердце будет очищаться от страстей.

Подлинное смирение, не приносящее сердцу вреда, отличается присутствием молитвы, сокрушения и упования на Бога. Сокрушение сердца совершается в молитве и приводит ко множеству результатов. Как человек боится взять рукой искрящееся и раскалённое железо, так и диавол боится сокрушения сердца, ибо оно наголову сокрушает лукавство его.

Чистота сердца приносит много плодов. Кто стяжал чистое сердце, тот побеждает робость, страхи, беспокойство, создаваемые телесными заботами. Однако прежде очищения, во время и после него требуются внимание и осторожность. Необходимо постоянное трезвение и хранение сердца. К сердцу нужно относиться со вниманием, поскольку полученная рана может иссушить всё тело, «подобно тому, как всё растение увядает, если повредить его сердцевину».

Пусть испытывает душа сухость и оскудение религиозных чувств и сладости духовной, но она, несмотря на то, может делать всякого рода добрые дела, следуя простой вере и вооружась святым терпением и постоянством. «Во время сухости и охлаждения сердца да научишься не терять душевного мира и не быть поглощаемым скорбью».

Прот. Сергий Филимонов, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий