Вместе плыть по реке времени

Зашёл как-то в наш кабинет коллега и, увидев разложенные на столе письма, удивился: «Надо же, вам ещё пишут настоящие бумажные письма! И папка старинная, с бантиком!» По нашим временам это и правда не столь уж частое явление – много теперь есть других способов связи, быстрых и бесплатных. С грустью отметила прошлым летом, когда гостила с семьёй в Краснодарском крае, что на улицах исчезли с домов почтовые ящики – их упразднили, потому что люди перестали писать друг другу бумажные письма. А вы нам по-прежнему пишете, дорогие читатели, спасибо вам!

Разбирая старую редакционную почту, ловлю себя на мысли: не хочется, чтобы заканчивались письма за 90-е годы. Какой-то особый в них дух, свежий ветер перемен ощущается, что ли. Одна папка, вторая, третья – много же нам писали на исходе тысячелетия! Доверяли сокровенное, делились историями из жизни. Порой такими, что холодок пробегал по коже, но с похожим концом – Господь спасал, заступался. Р. Б. Галина из Архангельской области рассказала в письме: «Однажды я – в очередном приступе отчаяния без молитвы – решила… сжечь себя. За всё, что приношу неприятного другим своим присутствием. Долго шла берегом реки, и вдруг подобрала меня лодка. Посмотрела на человека на вёслах – а он так похож на давно умершего моего любимого человека! Я попросила погрести, о чём-то говорили. Когда доехали до места, мысли вдруг переменились, проплакала я, но уже как-то совсем по-другому… Однажды на ночном вокзале Господь свёл меня с редактором “Веры” и с тремя молодыми мужчинами, которые сказали, что ездили помолиться в Великий Устюг. В эту ночь на вокзале за два часа до поезда эти молодые люди дали мне что-то такое, что уже не свернуть с пути православной веры…»

Вот другая история, она тоже связана с рекой. Поведал её нам воркутинец А. Попов. В 1990 году новый директор совхоза «Пригородный» С. В. Сидорук объезжал на вездеходе вверенные ему территории и недалеко от одной деревни увидел крест, а на нём – слегка заросшую мхом табличку со словами: «Господи! Спаси наши души заключённых. Ты упал, как подрубленная ёлочка, опустил голову в землю, жил и не знал, что есть вечный покой. Аминь».

«Надпись показалась какой-то неожиданной, затрагивающей непонятной глубиной, – пишет Андрей Попов. – А потом директор решил – из лучших чувств, из желания поделиться своим открытием – снять табличку с креста и при случае отвезти её в Воркуту, в музей или в общество “Мемориал”. Вездеход продолжил путь – и вдруг на переправе через речку его развернуло так, что вырулить было невозможно. Течение стало выносить содержимое вездехода, медленно поплыла и табличка с креста. Сергей Викторович хотел её взять, а она не даётся – словно кусок мыла, выскальзывает и медленно плывёт по течению… Он подумал: неспроста это. И чувство вины вошло в сердце. По возвращении в совхоз выяснил, что в 40-е и 50-е годы в д. Никита был лагерь для политзаключённых. Арестанты подняли восстание, и охрана стала стрелять, заработали пулемёты, убили человек 80…»

Чем закончилась эта история, можно прочесть здесь. Скажем только, что на месте давней трагедии Сергей Сидорук поставил крест, а спустя несколько лет в это печальное место приехал батюшка, освятил крест и совершил первое поминовение убиенных. Как знать, может быть, для того и не давалась в руки плывшая по течению реки табличка…

Мы не можем знать таинственной связи событий, а потому и судить о них не стоит сгоряча. Эта мысль, только «на государственном уровне», выражена в письме Николая из с. Усть-Ваеньга Архангельской области, пришедшем в редакцию на исходе второго тысячелетия: «Если взглянуть на историю Богом избранных народов, то становится понятно, что всё, что с ними происходило, было им же во благо. Замысел Творца становится понятен через несколько поколений. Что было чёрное в истории, что белое – всё наше. Это уже прошлое, и нам его не изменить. А всю энергию нужно использовать на благо живущим и будущим поколениям. Главное – не потерять ту духовную силу, что ещё осталась. А наша сила духовная, прежде всего, в покаянии».

Изредка попадаются среди рукописных писем и машинописные странички. Вспомнилось, как и мы до появления ПК колотили по клавишам печатных машинок, чуть ли не высекая искры, так что в букве «о» на бумаге пробивалась дырка, как в бублике… Вот письмо, датированное декабрём 94-го. Автор, Б. Прокофьев, сообщает новости из Ульяновского монастыря: про то, что замироточила икона Божией Матери «Скоропослушница» – «самая обыкновенная: небольшого формата, фотографическая, под стеклом в деревянной рамочке»; и про то, что здания коровника и свинарника передали монастырю (до революции они ему и принадлежали). «Игумен Питирим успокоил сельчан: в подсобном хозяйстве сохранятся 48 рабочих мест…»

Внизу страницы – трогательная приписка от руки: «P.S. Мужики, просьба! Найдите, пожалуйста, спонсора, кто бы подарил монастырю механическую портативную печатную машинку!»

В то время много чего было недоступно. Мало было ещё духовных книг, молитвословов. Редакция старалась помочь восполнить этот пробел. «Спасибо за молитвы, что печатаете в газете, – писали в редакцию. – Нам, верующим посёлка Трёхозёрка, очень это помогает. В церковь не всем удаётся ездить – неудобно с транспортом, через реки. Мы по возможности хоть раз в неделю собираемся у кого-нибудь дома. Читаем молитвы, зажигаем перед образами свечи. Пьём чай, общаемся, старушки, промеж собой, у кого что наболело. А то где бы мы собрались? В клуб уже не ходим, и молитвы нас объединяют и сдружают. От всего сердца вам всем спасибо. Пылаева-сказочница».

Читаешь сейчас письма тех лет и думаешь: как сложилась судьба их авторов, где они сейчас? Бывает, иногда знаешь ответ. Бабушка-сказочница – это Соломония Васильевна Пылаева, до сих пор пишет на коми для детей добрые сказки, в прошлые годы заглядывала к нам в редакцию на огонёк, выбираясь в город из родной Трёхозёрки. Б. Прокофьев, что искал для монастыря печатную машинку, – ныне иерей Борис Прокофьев, штатный клирик Сыктывкарской епархии. А. Попов, описавший нам таинственную историю с табличкой, – известный поэт Андрей Попов, член правления республиканского отделения Союза писателей…

Каждый из нас в своей лодке плывёт по реке времени, но можно помахать друг другу рукой, спеть вместе песню. Или написать письмо!


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий