Нести в себе свет

Малоизвестные наставления афонского преподобного Паисия Святогорца, записанные его ближайшими сподвижниками и учениками

Паисий1

Люди становятся похожими на роботов. Теряют способность к суждению. Через несколько лет рассуждать смогут только те, чья профессия связана с исследованием. Остальные станут как машины.

* * *

Святые отцы советуют не обращать внимание на сны. Даже если они от Бога, мы ничего не потеряем, если их проигнорируем. Богу угодна наша осторожность в этом вопросе, и Он обязательно откроет нам то, что хотел сказать через сновидение, каким-либо другим образом.

* * *

Если у соблазнённого в ересь будет добрый настрой – он не найдёт себе покоя. Но если причиной его падения стал эгоизм – он будет упорствовать в своём заблуждении. Следует оплакивать такого человека.

* * *

Человек должен отдавать свою любовь Богу и ближнему, а то, что остаётся, – остальному творению. Но экологи (друзья животных) любят только Божиих тварей, а не Самого Бога и созданного по Его образу и подобию человека.

* * *

Быть мужественным – значит иметь героизм и храбрость. Люди, ставшие великими (герои), имели большое сердце и доблесть. Мужество – это всецелое доверительное посвящение себя Богу. Если кто-то тебе скажет что-то дурное – ничего страшного. Сразу вспоминай, сколько раз ты сам грешил и ошибался. Сносить обиды и несправедливость – вот настоящее мужество. Тот, у кого мужественная душа, вне зависимости от характера его занятий добьётся успеха. Если он военный – будет выдающимся военачальником, женится – будет хорошим семьянином, станет разбойником – преуспеет и в этом. А если будет жить духовно – станет святым.

* * *

Не следует вслух говорить о своих искушениях. Одному столетнему афонскому монаху диавол явился из-за, казалось бы, пустяка. Он всего лишь сказал: «Ах, это искушение!»

* * *

Диавол большой мастак. Каждого хочет на чём-нибудь поймать. Самое главное для нас – это контроль над своими помыслами. Постоянное внушение нам злых помыслов – это рукоделие сатаны.

* * *

Монах не должен легко покидать место своего подвига из-за первых искушений. Следует бороться, пока не истощатся все границы его терпения.

* * *

Чтобы преуспеть в духовной жизни, следует всегда находить для других (даже для диавола) смягчающие обстоятельства. Себя же самого не оправдывать никогда. Ни в коем случае нельзя перекладывать на других свою собственную вину.

* * *

Нам необходимы Божественное просвещение и духовный опыт.

* * *

Человек должен становиться лучше по доброй воле. Не важно, станет ли он фонарём в городе или маяком на скалах. Главное, чтобы он нёс в себе свет.

* * *

Внутренняя гордость распознаётся с трудом. Один из её явных признаков – то, что человек не может найти душевного покоя. Если превозносится человек безумный – Бог даёт ему радость, но тот, кто одержим внутренним самолюбием, лишён Божественного утешения. После осознания своего «духовного диагноза» гордец не должен принимать людских похвал и ему следует избавляться от высокого мнения, которое он о себе имеет. Если примешь похвалу за добродетель, которая у тебя действительно имеется, – это ещё «полгреха». Но если примешь за то, чего не заслуживаешь, – «полтора». У человека нет ничего хорошего от себя, всё – дар Божий. Можно обманывать свой помысл, но свою совесть (если она ещё жива) не обманешь.

* * *

Творя Иисусову молитву, не надо принимать ни дурные, ни добрые помыслы. В этот момент не следует ни о чём думать. Даже если приходят смиренные чистые помыслы и вспоминаются душеполезные наставления – не следует обращать на них внимания. Нужно полностью сосредоточиться на самой молитве.

* * *

Я никогда не перебиваю собеседника, если только он не богохульствует и не несёт чепухи.

* * *

Если хочешь испортить духовного монаха – поручи ему управленческие дела.

* * *

Монах не имеет права себя оправдывать, даже когда прав. Самооправдание делает душу человека жилищем бесов.

* * *

Прежние монахи имели простоту, современные – подходят ко всему с позиций логики и почти не верят в чудеса.

* * *

У старца должен быть духовный опыт. Если он им не обладает – ставит эксперименты на себе и на других. Святые отцы на себе испытали разнообразные лекарственные средства и, опираясь на свой опыт, оставили нам в наследие целую духовную аптеку.

* * *

Даже преуспевшим в духовной жизни полезно отсекать свою волю.

* * *

Добрые помыслы – основа духовной жизни.

Источник: agionoros.ru


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий