Живой кладезь

– Подскажите, пожалуйста, как лучше праздновать Новый год и Рождество? Мы к вере пришли года три назад, у нас подрастает сын (4 года). Все традиции приходится начинать с нуля. Возникает много вопросов: праздновать ли вообще Новый год; когда дарить подарки – лучше к Рождеству или на Новый год и Рождество; если приглашать в гости Деда Мороза, то можно ли это сделать на Рождество или лучше на Новый год; если никак не отмечать Новый год, то не будет ли ребёнок чувствовать себя обделённым, а если отмечать – как бы этим не «украсть» радость от Рождества. Как обычно решают эти проблемы в православных семьях?

– Важно в семье определиться, какой для вас праздник главный. Если вы хотите, чтобы Рождество ребёнку запомнилось больше, нужно предпринять серьёзный комплекс мер, потому что и Новый год не праздновать как-то странно. Если вы отметите Новый год, в этом не будет ничего плохого. Стол сделайте постный, ребёнку в качестве исключения позвольте сладости, детям до 7 лет можно не соблюдать поста в полную меру. Конечно, неправильно ставить знак равенства между Рождеством и Новым годом. Они не могут быть взаимозаменяемы. Это разные праздники и посвящены разным событиям. Поэтому вам стоит как минимум постараться сделать это разделение и объяснить его ребёнку. Нарядите ёлку на Новый год, положите подарки, пригласите Деда Мороза. Традиция обмениваться подарками на Новый год укоренилась прочно, ведь это был единственный волшебный праздник в советское время, в котором было хоть чуть-чуть чего-то таинственного и сказочного. Поэтому, видимо, какие-то подарки на Новый год тоже должны быть. Если вы хотите выделить Рождество, то самые крупные, самые долгожданные подарки нужно приберечь на этот праздник.

Если вы идёте с ребёнком на ночную Рождественскую службу и хотите, чтобы для него это было праздником и было событием, то Новый год можно справить как-то потише. Главное, период между первым и седьмым января не пресытить праздниками, ведь если праздники начинаются под тридцать первое декабря и продолжаются неделю, то к Рождеству уже ничего не хочется. Способность воспринимать праздник у ребёнка становится минимальной, да и у взрослых тоже – все устали. И Рождество проходит в тени Нового года. Мне кажется, время между этими праздниками должно быть тихим, семейным. А на Рождество идите все вместе в храм, причаститесь, дома накройте праздничный стол, положите под ёлку подарок, но со смыслом, чтобы напоминал о Рождестве.

Ответил священник Дионисий Свечников

– Что такое сочельник и что нужно делать в этот день?

– Словом «сочельник» или «сочевник» называются дни накануне двух великих двунадесятых праздников: Рождества Христова и Богоявления Господня. Название происходит от церковнославянского «сочиво» – замоченные в воде зёрна пшеницы, чечевицы, гороха и ячменя. Такую пищу, по церковному уставу, полагается употреблять в сочельник. У православных христиан есть благочестивый обычай не вкушать до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке (Мф. 2, 2), возвестившей о рождении Иисуса Христа. Уставом это не предписано. Каждый должен брать на себя подвиги по силам.

В сочельник служатся царские часы и совершается литургия святого Василия Великого. Если сочельник придётся на субботу или воскресенье, то царские часы совершаются в пятницу, а в сочельник бывает литургия святого Иоанна Златоуста. Литургия святого Василия Великого служится в сам день праздника.

– Причислены ли к лику святых библейские волхвы Каспар, Мельхиор и Валтасар?

– В Православной Церкви не было специального прославления волхвов, принёсших дары Младенцу Иисусу, однако их благочестие и любовь к Богомладенцу вызывают самое высокое уважение. В Минологии Василия II (976–1025 гг.) на день праздника Рождества Христова упомянуто событие: поклонение волхвов. У западных христиан в праздник Богоявления (6 января по григорианскому календарю) центральным событием является воспоминание явления звезды восточным волхвам или царям (по европейскому поверью они были царями) в момент рождения Иисуса Христа. Поэтому праздник Богоявления назван также Festum magorum (праздник волхвов), или Festum regum (праздник царей). День Крещения Господня (Baptisma Christi) отмечается в первое воскресенье после праздника Богоявления и завершает Рождественский цикл. Имена волхвов Каспар, Мельхиор и Валтасар впервые встречаются у Беды Достопочтенного († 735).

О мудрецах, пришедших поклониться Богомладенцу, достоверно известно только из Святого Евангелия: «И, ввойдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 11). «Они пришли с востока» (Мф. 2, 1). Употреблённое в тексте греческое слово «магой» обозначает персидских или вавилонских жрецов, мудрецов и звездочётов.

Постепенно на тему о волхвах сложилась большая литературная традиция. Перед исследователями стоит непреодолимая трудность: отделить исторические элементы этой традиции от легендарных. Согласно преданию впоследствии они стали христианами. Их крестил апостол Фома, который благовествовал в Парфии и Индии. Они стали проповедниками Евангелия. В западных преданиях говорится даже о рукоположении их апостолом Фомой в епископов. Говорится также о том, что их мощи были обретены царицей Еленой и положены в Константинополе. Позже, в V веке, при миланском епископе Евсторгии, они были перенесены в Медиолан. В настоящее время золотой ковчежец с их мощами находится в Кёльнском соборе.

Дары, которые волхвы принесли Младенцу Иисусу, бережно сохранила Божия Матерь. Перед Своим блаженным Успением Она передала их Иерусалимской Церкви. Там они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенёс их в Константинополь и поместил в храме Святой Софии. В 1453 году пал Константинополь. В 1470 году дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария (Маро), которая была вдовой турецкого султана Мурата (Мурада) II (1404–1451), передала дары волхвов монастырю Святого Павла, который до 1744 года был сербским. Несмотря на то что она была женой султана, не приняла ислам и осталась до конца жизни христианкой. На месте, где стояла коленопреклонённая Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь.

Дары волхвов благоговейно хранятся в монастыре в нескольких небольших мощевиках: 28 небольших золотых пластин в форме трапеции, четырёхугольника и многоугольника, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Это – золото, которое принесли волхвы Богомладенцу как Царю. Кроме этого, хранится около 70 небольших, величиной с маслину, шариков ладана и смирны. Святыни эти сильно благоухают. Иногда происходит исцеление бесноватых.

Ответил иеромонах Иов (Гумеров)

– Как правильно разговляться по окончании Рождественского поста: в ночь с 6 на 7 января или же утром 7 января?

– Разговляться следует после того, как закончится Рождественская литургия. Если вы идёте в храм ночью, то разговеться можно сразу после возвращения со службы, а если утром – то с утра.

Ответил протоиерей Александр Ильяшенко


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий