Колокольчик

Дымковская Богородица

DSCN9631

Незадолго до Рождества побывал в славном городе Кирове один из журналистов «Веры», Константин Майбуров. Люди там живут щедрые и сердечные – приютили нашего товарища, помогли набрать интересных материалов, надарили хороших книг и сувениров. Приехал Костя обратно нагруженный. И мне достался подарок, так приятно! Интересно, что там – в небольшой, но довольно увесистой коробочке? Запускаю руку – и вынимаю обёрнутую в бумагу вот такую красоту! Дымковская игрушка! Яркая, праздничная! Сидит на кресле нарядная мама с младенчиком на руках, оба такие серьёзные, будто к фотографу пришли и боятся моргнуть – вот-вот вылетит птичка! Сияют краски – малиновая, голубая, лимонно-жёлтая; горят квадратики сусального золота. А лики – белоснежные, как снег на Рождество. Кабинет наш будто озарился светом, все заулыбались. Для того она и создана, дымка, – на радость.

В коробочке была записка: оказалось, это подарок от мастерицы Нины Петровны Борняковой, у которой я когда-то брала интервью в её мастерской на фабрике Дымковской игрушки. А вот и название: «Дымковская Богородица», Нина Петровна сама написала. Кресло сразу показалось троном, а кокошник над головой мамы – нимбом.

После позвонила мастерице, чтобы поблагодарить за чудесный подарок и услышать из её уст ещё что-нибудь о дымковском промысле, которому она посвятила всю жизнь.

Борнякова1

А Нина Петровна и сама рада рассказать:

– У нашей игрушки откуда такая яркость? Она к иконе близка. И дымка, и святые образа пишутся темперой на яичном желтке, по белому грунту – цветно получается, ярко. Да и жили они рядом в старину, дымковские мастера и иконописцы,        вот и брали друг у друга ценный опыт.

– А почему такое название фигурке дали, Нина Петровна? – спрашиваю я.

– Раньше дымковские мастерицы по-разному таких мам с малютками называли: и «Кормилица», и «Няня», и «Дама с ребёнком». А мне ближе так: «Дымковская Богородица». Рада, если она вам понравилась.

Ещё как понравилась! Поставила я игрушку дома на рабочий стол, работаю за компьютером – нет-нет да и погляжу на неё. Но вдруг заметила: нашему коту Мартину, который любит устроиться под настольной лампой, фигурка тоже пришлась по душе! Всё принюхивался и принюхивался – учуял, видно, яичный запах. А может, и запах молока – белоснежный грунт-то сделан из мела, просеянного в снятое молоко… Словом, совсем уж было собрался кот попробовать на вкус малиновый кокошник мамы, но я вовремя заметила это бесчинство и убрала фигурку в шкаф, за стекло. Язык у кошек – как тёрка, всю красоту мог испортить!


Мир вокруг нас

Не земля хлеб родит, а небо

jse-vTORzMA

Буква «Х» как будто подгадала специально к рождественскому выпуску «Колокольчика», чтобы мы поговорили сегодня, ребята, о хлебе. Ведь как переводится с древнееврейского название города Вифлеем, где родился Спаситель? «Вифлеем» – «дом Хлеба». Не простого хлеба, а Божественного. Христос – это Хлеб небесный, как говорит нам Церковь. Потому и сохранялось в нашем народе до самых последних времён благоговейное отношение к хлебу. Хлебушко – вот как величали на Руси хлеб. Смилостивится Отец Небесный – уродятся пшеница да рожь, будут караваи на столе. А прогневается – горьким будет год, голодным. «Хлеба ни куска, так и стол – доска» – была поговорка. И каждый день просили люди: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» У всех народов мира пословицы говорят об одном: хлеб – великий дар Божий. А когда научился человек печь хлеб? И каким был хлеб в древности? Об этом нам расскажет сегодня кирпичик ржаного хлеба. Того самого, который каждый день у нас на столе и по которому так тосковали наши соотечественники на чужбине.

– Какое изобилие нынче в хлебных отделах магазинов! Но знаете, друзья, ещё 2500 лет до Рождества Христова древние греки умели выпекать больше 80 видов хлеба! А греков научили печь хлеб египтяне. Считается, что первый печёный хлеб появился случайно. Дело в том, что в глубокой-преглубокой древности хлебом была каша – растёртые камнями зёрна, сваренные в воде. Однажды каша перевалилась через край горшка и запеклась – так получилась первая лепёшка. И стали ещё 5-6 тысяч лет назад древнеегипетские хлебопёки выпекать самые удивительные виды хлеба: и в форме пирамиды, и круглый, и в форме плетёнок, рыб и даже сфинксов. В Древнем Египте хлеб чтили наравне с солнцем и золотом. Поэтому на письме обозначали всё это одним знаком – кружочком с точкой посередине. В честь хлеба слагались гимны!

Рим

Такое отношение к хлебу – как к самому важному на земле – сохранялось во все времена. Не зря говорят: «Хлеб всему голова». За неуважение к нему даже наказывали. Помните сказку Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб»? Героиня в наказание была отправлена в недра болота, пока не раскаялась в своём поступке… А в Индии наступить на хлеб было так же ужасно, как нанести человеку самое сильное оскорбление. А ещё в этой стране преступникам какое-то время не давали хлеба, и чем тяжелее было преступление, тем дольше оставались они без «матери всей пищи», как называли хлеб индусы: не потому что их хотели уморить голодом, а потому что совершившие злое дело были недостойны вкушать хлеб. Ничего хорошего не ожидало и недобросовестных пекарей, которые брали на себя грех выпекать плохой хлеб. За это могли с позором изгнать из города.

А вот добрым пекарям – почёт и хвала, в их честь даже сооружали памятники. На Руси хлебопёков величали полным именем. Не Гришкой или Федькой (как было принято звать в старину людей незнатных), а Григорием, Фёдором.

Много рецептов хлеба знали наши мастера, ведь до того, как Пётр Первый познакомил русского человека с картошкой, хлеб был основной пищей. И именно ржаной. Как ни хорош мой пшеничный братец, но я, чёрный хлебушек, всегда был особенно любим – потому как самый питательный. Раз, во время войны России и Турции, русское наступление захлебнулось – а всё потому, что мы потеряли много мешков ржаной муки. Сначала солдаты пробовали готовить хлеб из местной, пшеничной, но вскоре многие из них стали терять силы и болеть.

Любили на Руси и калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пирах. Царь посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание. Отпуская слугу в увольнение, барин давал ему мелкую монету «на калач».

На всю Россию славился московский булочник Филиппов. Его калачи и сайки ежедневно отправлялись в Петербург к царскому двору, обозы с филипповскими булочками и хлебом шли даже в Сибирь. Когда у пекаря спрашивали, почему «хлебушко чёрненький» только у него хорош, он отвечал: «Потому что хлебушко заботу любит».

В старину невозможно было представить, чтобы куски хлеба валялись на земле или на полу. Ещё недавно в деревнях было: упадёт маленькая крошка на пол – старики не успокоятся, пока не найдут её под столом! И скажут: «Вот за эту крошечку мы, может, и живы!» Ко мне, «черняшке» из сельской пекарни, относились как к святой просфоре. А нынче после школьного завтрака, друзья, так горько мне иной раз станет! И полетать случается по воздуху, и даже футбольным мячом побыть… Надеюсь, что вы, наши добрые читатели, не из тех ребят, что балуются с хлебом. А из тех, кто помнит, что хлебушек – милость Божья.


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий