Решительность в добре

В. Григорян

Боюсь, в последнее время с нами происходит нечто выходящее за рамки тех неурядиц и ошибок, которые обычно сопровождают нашу жизнь. Так бывало уже не раз. Стране – не только нашей, у остальных всё очень и очень похоже – обещают такие перспективы, что захватывает дух. Просто нужно вести себя решительнее, уверяют её. Собрать волю в кулак. Не позволить садиться себе на голову. «Да, что-то в этом есть», – думают люди. Собирают волю, действуют. Потом оправдываются, пытаются на кого-то свалить свою вину. А никому эти объяснения уже не нужны. Мы несколько раз пережили это в ХХ веке, и так хочется верить, что крушения прошлого не повторятся вновь. Но вокруг столько решительных людей, словно на дворе июль 1914 года.

Слава Богу, когда есть кому вразумить свой народ, успокоить, убедить вести себя рассудительно, вспомнить о любви. В первую очередь это касается нас, христиан, к которым Спаситель обратился со словами: «Вы – соль земли». А потом добавил, предупреждая: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям».

Посмотрел видео из Петрозаводска, на котором машина сбивает женщину. За рулём – священник Иван Петунов. О нём масса положительных отзывов: окончил консерваторию и Свято-Тихоновский университет, хорошо управлялся с воскресной школой, был уважаем в среде духовенства, в дурном не замечен. «Людей сбивают не только священнослужители, – слышу я. – Это неизбежно». Или: «Это трагическая случайность». Не уверен. Мне кажется, это как раз трагическая неслучайность. На видео машина шатается из стороны в сторону, задевает один соседний автомобиль, потом другой и на большой скорости сносит женщину буквально возле бордюра – она почти перешла дорогу. Вылетает с трассы… Уже установлено, что в крови его обнаружили алкоголь. Но грех он совершил до того, как убил. Когда выпивал накануне, зная, что придётся сесть за руль. Когда сел за руль, готовый рисковать другими людьми – ведь вёз в школу свою дочь! Когда, ударив две машины, решил скрыться с места происшествия. Что переклинило в голове клирика, почему, вместо того чтобы остановиться, как это положено по закону, он решает набрать ход? Что это за решительность такая, вдруг обуявшая доселе мирного, а отныне глубоко несчастного человека?

Почти в это же самое время, на тех же радиоволнах, где рассказывалось о происшествии со священником в Петрозаводске, протоиерей Всеволод Чаплин призвал Россию к тому, чтобы она отвечала на вызовы противника в любой точке земного шара. Несколько смутило, что это говорит священник, но в принципе я мог бы с этим согласиться, если бы отец Всеволод этим ограничился. Куда там! Не веря своим ушам, слышу, как он обвиняет СССР в нерешительности: «Мы начали отступать с Карибского кризиса, мы тогда испугались прямого столкновения…» То есть благодаря незначительным уступкам избежали ядерной войны. Удивлённая журналистка уточняет, правильно ли она поняла собеседника. «Нам нужно и можно было настоять на своём, – подтверждает он и развивает свою мысль: – Сейчас, как мне кажется, отступать больше некуда, позади Москва… Мы или не будем жить никак, или не будем жить по тем правилам, которые нам навязываются извне». Знаете, даже среди военных подобного практически не встретишь. А тут какой-то всадник Апокалипсиса в священном сане.

Дело, думается, в том, как это сейчас говорят, тренде, модном посыле, который, подобно вирусу, поразил православное сообщество: добро должно быть с кулаками. Когда об этом заговорили впервые, хотелось соглашаться, но постепенно добро истаивало, кулаки росли, решительность усугублялась. И даже самые буйные из числа невоцерковлённых или неверующих сегодня растеряны. Церковь для них – область тишины, где можно успокоиться, очиститься от ярости и крови. Даже неверующие это ценят, пусть и по-своему. Но когда из царства мира и любви до них доносятся воинственные кличи, они вольно или невольно начинают повторять строчки Высоцкого:

Нет! И в церкви всё не так,
Всё не так, как надо…

«Подаждь же мир и тишину, любовь и утверждение и скорое примирение людям Твоим, их же Честною Твоею Кровию искупил еси», – читаем мы в молитве о спасении России. Церковь не имеет права поддаваться «решительности», обуявшей общество, у неё совсем другая задача – служить противовесом мирским страстям.

Сегодня мы наблюдаем за конфликтом с Турцией, ещё недавно дружественной нам страной. Её властители совершили преступление, по их вине сбит российский самолёт. Царствие Небесное нашим воинам – лётчику Олегу Пешкову и морпеху Александру Позыничу. Они погибли, выполняя свой воинский долг. Никто не смеет безнаказанно сбивать наши самолёты, расстреливать наших лётчиков, поэтому ответ на злодеяние был необходим, но… может, надо где-то остановиться? Ответив ударом на удар, наказав, задаться вопросом: как далеко можно зайти в праведном гневе?

Сегодня мы видим, что турецкие власти испуганы и стремятся вернуться к прежним отношениям. Президент Турции Эрдоган дежурит возле парижского туалета, в надежде обменяться хотя бы парой слов с Президентом России. Напомним, что, когда весь Запад ополчился против нас, турки его не поддержали, отказались вводить санкции. А с нашей стороны сегодня – сплошная решительность. Уже обсуждается возможность военного столкновения с Турцией, на радость нашим врагам. Вне моей компетенции давать советы нашим политикам, да и воинство делает своё дело, бомбя террористов. Но я вижу, как множество моих соотечественников захвачено эмоциями, требует радикальных мер, совершенно не понимая, чем это может обернуться.

Что можем и должны делать в этой ситуации мы, православные христиане? В чём здесь роль Церкви? Может быть, в молитве о мире, помощи страждущим – ведь с начала военного конфликта в той же Сирии около 400 тысяч христиан бежали из страны, более тысячи убиты, а наша помощь им… её просто нет. Вместо этого бравурные интонации, ожесточение на лицах.

Или это правильная решительность? Может быть, так и надо: морально готовить людей к войне? Слушая отца Всеволода, я начинаю в этом сомневаться. «Тот царь добр, который умеет обращать брани в мир и мятежи в тишину», – убеждал государя святой Никифор Исповедник. Сколько сердец обратилось бы к Церкви, напоминай она сегодня об этом. Будем же решительны в добром, а не в распространении добра кулаками, зубами, сапогами.


Оглавление выпуска     Следующая публикация →

3 комментариев

  1. Ярослав:

    Не расслабляться! Молиться за пастырей и властьимущих! На своём личном уровне гасить все конфликты,и в общем всё наладиться.

  2. Валерий:

    Самое печальное, что протоиерей Всеволод Чаплин был рупором патриарха Кирилла.

  3. НИНА:

    Спаси Господи за статью. Очень мало этой тишины и мира в стенах храма. Как многое зависит от священноначалия. Иногда думаешь, может не надо столько священников. Лучше меньше да лучше. Количество есть, а качество?

Добавить комментарий