Черный квадрат

М. Сизов

«А ведь сын-то был прав!» – припомнил я, услышав про музейную сенсацию. Последний раз в Русский музей мы с сыном ходили несколько лет назад, и когда остановились перед «Чёрным квадратом» Малевича, он предположил: «Художник прикалывался, рисуя простой квадрат, а люди с умным видом разглядывают…» В нынешнем году этому культовому полотну исполнилось 100 лет, и реставраторы, месяц назад просветив рентгеном оригинал этой картины, установили: под верхним слоем картины находятся два ярких и красочных изображения – словно бы художник, недовольный результатом, замалевал их чёрным прямоугольником. Под лучами рентгена на «Чёрном квадрате» обнаружилась и авторская надпись: «Битва негров в тёмной пещере». Ведь пошутил же?

Вот я уверен, нарисуй подобное Васнецов, Серов или другой русский художник-традиционалист, его бы засмеяли: «Что за халтура?!» А к представителям инородной культуры у нас полное доверие: «О! Что-то в этом есть».

Помню, как в начале 90-х учителя внедряли в школьный досуг пресловутый Хэллоуин: «Да, дикость, да, жуть какая-то… Но на Западе неглупые же люди, раз такое празднуют?» Да, неглупые. Но – другие. У них ведь язычество другое было. Кельты верили, что жизнь зарождается из смерти, и приносили жертвы князю тьмы и смерти Самхаину, чтобы тот разрешил душам умерших посетить свой бывший дом. Отсюда и произошёл обычай в канун дня Всех Святых бродить по улицам в костюмах привидений и чертей, символизирующих загробный мир. Уже в средние века к этому на Западе относились с юмором: люди «прикалываются». Но мы-то другие, всё серьёзно принимаем. И если кто из наших в чёрта обрядится, то жди беды.

Нынче в стране был траур по погибшим в авиакатастрофе на Синае, все увеселения были отменены – а в ночных клубах праздновали Хэллоуин. Во Владивостоке хозяева заведений у входа устроили инсталляцию: гору тыкв, из которой торчали хвост и винт самолёта. Никто из молодёжи не возмутился, некоторые в жутких масках фотографировались у «памятника трауру» и выкладывали фото в соцсетях. А в Симферополе подростки в день Хэллоуина разрисовали сатанинскими символами стены православного храма.

Ладно бы эта экзотика дополняла и обогащала традиционную культуру. Но тут действует «эффект чёрного квадрата» – одно замалёвывается другим, и если предыдущий рисунок был ярко-красочным, то замазывать его приходится угольно-чёрным, иначе он проступит на новом рисунке. Тут уж тенденция… Почему, например, на Западе адепты сексуальной распущенности столь воинственны? Потому что противоестественное может выжить, лишь попирая естественное. И вот всем навязывают «родителя № 1» и «родителя № 2», игрушки унисекс, нейтральные имена для детей, по которым невозможно определить пол. И так далее. Дальше – больше…

Многие думают, что у нас-то такое не пройдёт. Но в братской нам Украине уже продавили закон в защиту геев. Пока что это поправка, внесённая в трудовое законодательство, но процесс переформатирования культуры продолжается – причём вестернизация и окатоличевание происходят одновременно. Папа Римский принял приглашение президента Порошенко и собирается приехать с пастырским визитом – и не только в униатскую Галичину, но и в православный Киев. Ожидается, что по просьбе Порошенко римский понтифик совершит беатификацию (первая ступень канонизации) митрополита Андрея (Шептицкого).

Судьба митрополита примечательна. Он был графом, потомком той галицкой знати, которая изменила православию и отказалась от всего русского. Прошли века, сквозь новый культурный слой ещё просвечивала прежняя, русская, почва – и постоянно требовалось её «замазывать». Закончив иезуитскую семинарию и став митрополитом во Львове, он в 1908 году с фальшивым паспортом ездил в Россию, чтобы найти и поддержать украинских националистов. И в последующие годы, став главой украинских греко-католиков, выступал с антироссийскими проповедями, защищая «свободу украинства». Поддержал германцев в обеих мировых войнах, в 41-м году направил Гитлеру «сердечные поздравления» по поводу «освобождения» Киева и дал обет молиться за победу «Великого Немецкого Рейха». Вот таков путь от русского до униата. Но это ещё не всё – угольно-чёрным окрасилось униатство, когда митрополит благословил создание дивизии СС «Галичина» и направил капелланов духовно окормлять эсэсовцев, убивавших мирное население.

В чём «прикол» вот этого исторического чёрного квадрата? В том, что Шептицкий ратовал за освобождение «украинства», которое никто и не захватывал. В 1654 году с Россией добровольно объединилось Запорожское Гетманство, где не было «украинцев». При Екатерине II, да, насильно распустили Запорожскую Сечь, этакое государство в государстве, но там тоже никто «украинцами» себя не называл, определяя свой язык как «русьский». При этом последний кошевой атаман Сечи Пётр Калнышевский – защитник православия, строивший на свои средства храмы и помогавший монастырям, в том числе Афонскому, и вообще очень верующий человек – приказал своим казакам не идти против войск царицы, дабы не пролилась братская кровь. Его, как главу бунтовщиков, сослали на Соловки, где он просидел в одиночном каземате более 25 лет. После помилования Александром I, в возрасте 110 лет, Пётр Калнышевский не захотел возвращаться на родину, а принял монашеский постриг в Соловецком монастыре, где через два года его похоронили.

Нынче 13 ноября Украинская Православная Церковь Московского Патриархата канонизировала Петра (Калнышевского) в лике местночтимых святых, нарёкши его праведным. Торжества в Запорожской епархии возглавлял сам предстоятель, митрополит Онуфрий. А будет ли канонизирован Шептицкий греко-католиками? По современной украинской мифологии, оба были защитниками «украинства». Но сколь разные их пути…

А ведь мы сами поддерживаем эти большие и малые мифы. Когда в энциклопедиях называем «украинцами» тех русских, кто в прошлые века попал под польское владычество. Когда всерьёз принимаем всякие диковины, которым грош цена. Мы, наверное, и вправду слишком доверчивы, предполагая: «Ведь в этом что-то есть?» А там лишь «битва негров в тёмной пещере».


Оглавление выпуска     Следующая публикация →

Добавить комментарий