Колокольчик

Святыни Русской земли

Пришедшая с Севера

26 октября – празднование в честь иконы Божией Матери Седмиезерная

Sedmiezernaya_2

Совсем скоро, 4 ноября, будет отмечаться День народного единства, и мы снова вспомним, как помогла русскому народу выстоять в лихое Смутное время Казанская икона Божией Матери.

Есть ещё один чудотворный и прославленный Её образ, связанный с городом Казань. Это Седмиезерная икона. Так назвали образ потому, что монастырь, где он хранился, находился в живописном месте, окружённый семью озёрами. А прославилось это место неподалёку от Казани благодаря иноку Евфимию, выходцу с Русского Севера. В начале XVII столетия он пришёл сюда из Великого Устюга в поисках места, где можно подвизаться в служении Богу. И всё, что было у него с собой, – небольшой образ Богородицы «Одигитрия», родительское благословение. «Одигитрия» в переводе с греческого – «путеводительница». Вот и привела его Богородица в это место, а чтобы Евфимий не сомневался больше и не продолжал путь, с неба сошёл столб света – будто Небесный Учитель показал указкой место будущей обители. Евфимий обрадовался и с благодарным сердцем стал строить себе келью, зажил тихой монашеской жизнью. Но люди вскоре узнали о подвижнике и стали приходить к нему, а кто-то попросился поселиться рядом, чтобы вместе служить Богу. Так вскоре возникла Седмиезерная пустынь. Когда в ней построили каменный храм, Евфимий решился разлучиться со своей святыней и отдал её братии. И как только образ Богородицы оказался в новом храме, от него начали происходить чудеса, и жители Казани стали относиться к нему с большим благоговением.

В 1654 году Казань, как и многие города и веси на Руси, посетила страшная моровая язва, и жители города вспомнили о святыне, пребывающей в Седмиезерной пустыни. Надо сказать, что размеры бедствия, разразившегося тогда над страной, были огромны. Сначала зараза начала косить народ в столице, потом – в других городах и сёлах. Исторические документы свидетельствуют о том, что с 1 июня по 12 декабря в одной лишь Москве от чумы умерло более четырёхсот тысяч жителей. Из Москвы зараза распространилась до Волги: до Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода и до других мест, опустошая целые сёла.

Дошла беда и до Казани. Народ погибал в огромном множестве. Вот тогда и обратились жители к городскому воеводе с просьбой принести в Казань Седмиезерную икону Божией Матери.

Здесь-в-таком-нарядном-соборе-хранится-чудотворный-образ

Казанцы вышли встречать её на подступах к городу. Они взывали к ней со слезами и с такой надеждой, будто Сама Богородица шла по дороге. Когда обходили с образом стены города, от людских рыданий едва был слышен колокольный звон. И как только поставили Седмиезерную икону в соборном храме, смертоносная болезнь стала отступать от Казани. Некоторые люди уже в болезни молились перед чудотворным образом – и выжили. Целый год икона находилась в Казани, а потом была возвращена в родную обитель. И сразу, будто прознав, что город остался без защиты, вернулась страшная язва. На этот раз от лютой болезни скончался митрополит Казанский Корнилий. Снова принесли Седмиезерную «Одигитрию» в Казань, снова народ умолял Богородицу о спасении. Снова напасть прекратилась. А на иконе Божией Матери после этого появился благословляющий жест.

С тех пор был установлен обычай ежегодно приносить икону Седмиезерную из Казанской Богородичной пустыни в Казань, служить перед ней молебны и благодарить Царицу Небесную за постоянное заступничество.

В 1928 году Седмиезерная пустынь была закрыта, и, скорее всего, чудотворная икона погибла бы или исчезла. Но её спас последний из насельников обители – исповедник иеросхимонах Серафим (Кошурин). Долгие годы образ хранился в одном из храмов Казани. А ныне Седмиезерная икона находится в алтаре кафедрального Петропавловского собора Казани. Потемневший от времени образ одели в ризу из белоснежного и голубого бисера, и вокруг главы Богоматери – множество сапфиров, синих, как небо, отражавшееся в водах семи озёр. Великую святыню выносят из алтаря раз в неделю на несколько часов, чтобы люди, как и встарь, могли поклониться Пречистой и попросить о помощи.

Пресвятая Богородица, слава Тебе!


Мир вокруг нас

Коль ему работу дашь – зря трудился карандаш

Этот материал прочно вошёл не только в нашу жизнь, но и в нашу речь. «Граждане, автобус не резиновый!» – кричит кондуктор пассажирам, не теряющим надежды попасть в переполненный салон. «Не тяни резину!» – говорит учитель медлительному ученику у доски. Где только не используем мы этот замечательный материал! Даже малыши с ним отлично знакомы: соски и мячи, пупсы и шины игрушечных грузовиков, сапожки, в которых можно шлёпать по лужам, и воздушные шары – всё это сделано из резины. А ластик? Трудно и представить, как бы ребята справлялись без него. А откуда он взялся, этот маленький незаменимый предмет? Пусть он сам о себе расскажет.

– Не поверите, друзья, но до того, как появился я, карандашные надписи стирали хлебным мякишем. Как-то это было неправильно – хлебом-то! Может быть, неслучайно именно священнику суждено было обнаружить, что резина справляется с карандашными линиями лучше, чем хлеб. Такую её особенность в 1770 году открыл английский католический священник Джозеф Пристли. Произошло это помимо его воли: провёл по бумаге кусочком резины – и нечаянно совершил открытие! Но вот вопрос: откуда у падре Джозефа оказалась резина? Дело в том, что он был ещё и химиком и в его доме находились самые разные вещества. В том числе загадочные и малоприменимые, такие как резина. Да, именно так: в ту пору европейцы не могли придумать, как же использовать этот материал.

Poluchenie-kauchuka-iz-gevei

С каучуком, как называли в ту пору резину, Европа познакомилась за двадцать лет до этого. Один математик – звали его Шарль Ла Кондамин – побывал в Америке и оттуда привёз немного латекса – застывшего сока гевеи, то есть каучукового дерева. Местные жители делали из него мячики для своих ребятишек, и эти мячи прыгали куда лучше кожаных европейских. Так вот, прибыв домой, почтенный математик посчитал несерьёзным для себя занятием лепить резиновые мячи. Он долго в задумчивости мял кусок резины в пальцах, да так и забросил пылиться на полку. И вот спустя 20 лет Дж. Пристли изобрёл ластик.

Дж. Пристли_

А другие светлые головы заметили свойство резины не пропускать влагу, и один сапожник даже выпустил партию резиновых сапог и галош. Увы, он не знал о другом свойстве каучука – размягчаться в жару, издавая неприятный запах. И когда летом стало припекать солнце, галоши и сапоги буквально расплавились на полках его лавки.

Но опыты с каучуком продолжались, и изобретателю-самоучке Чарльзу Гудиеру из Америки удалось «приручить» этот материал. В 40-х годах XIX века он изобрёл особый способ обработки каучука, соединив его с серой, и каучук перестал реагировать на перепады температуры, превратившись в знакомую нам надёжную и неприхотливую резину.

Russkiy_uchyony_Sergey_Lebedev

Прошло меньше века, и на весь мир прогремело открытие русского учёного Сергея Васильевича Лебедева: он придумал, как добывать резину из спирта. Чудо-дерево, подарившее людям резину, росло в Бразилии и Индонезии, закупать его сок было дорого. Зато пшеницы у России-матушки много, из неё делали спирт, а уж из этого спирта – синтетический каучук. Как вовремя случилось это открытие! Вскоре грянула Великая Отечественная война, и колёса военных машин удалось полностью «одеть» в шины отечественного прооизводства. Это приблизило Победу.

А ещё русские учёные нашли собственное «резиновое» растение! Им оказался… одуванчик! Особенно много каучука в одуванчике кок-сагыз, что растёт в Казахстане. На него химики смотрят с надеждой. Только вот собирать его нужно вручную, ведь комбайны для одуванчиков ещё не придуманы.

И такие бывают ластики


←Предыдущая публикация     Следующая публикация
Оглавление выпуска

Добавить комментарий