Живой кладезь

Игумен Даниил (Гридченко), благочинный Ново-Иерусалимского монастыря, отвечает на вопросы прихожан.

– Замечаю за собой «чувственную холодность», чёрствость, нереагирование в эмоциональном плане на страдания других людей. В общении с близкими родственниками я очень часто резок, незаслуженно резок с окружающими людьми, часто обижаю словами, причём понимаю, что обижаю, получается, что намеренно, а потом очень тяжко на душе, стыдно. Мне 21 год. Вроде бы переходный возраст уже давно прошёл, на него списать я не могу. Родители мои достойны самого глубокого уважения и почитания, а моё естество противится этому, изрыгая неуважение посредством «острых» слов и нетерпения.

– Если тяжко, если душа болит, значит, она живая. И есть надежда… Но душу можно и убить; ибо есть смерть прежде смерти физической, и она – отнюдь не абстрактное понятие. Гордые люди с сожжённой совестью – живые мертвецы уже потому, что теряют связь с источником жизни – с Богом.

Отгороженность внутри себя, культивирование эгоизма – тренд современной жизни, что называется. Похоже, вы в нём, что и неудивительно, когда человек старается быть «как все». Вернее, даже не старается, а просто живёт так. Старание потребно в противоположном: в выходе из ситуации, в которой оказались и из-за которой мучается душа ваша. Во-первых, через внешнее – через преодоление самого себя, через проявление любви в поступках, доброго расположения к своим близким «здесь и сейчас», именно тогда, когда вы его не чувствуете. Навык преодолевается навыком, сначала с трудом, как бы внутренней ломкой, а потом уже благодатью Божией, которую даёт Господь, когда видит это понуждение, а также понуждение к молитве – к живому, непосредственному с Богом общению.

Настраивайте душу свою на евангельский лад. Ибо Евангелие – не абстрактная декларация «за всё хорошее против всего плохого», а неложное руководство к жизни.

– Как быть, когда душа противится общению с некоторыми людьми? Они вроде бы ничего плохого тебе не сделали, но внутренне как-то не по себе от общения с ними, как будто душа сопротивляется общению, нет желания слушать лишний раз, узнавать, как дела, и рассказывать о себе. Хотя с другими людьми всё вполне спокойно и легко и не возникает таких чувств. Говорят, что надо прислушиваться к своей душе. Но и ближних мы должны возлюбить, как самого себя. Как понять, душа это говорит или мой грех какой-то – гордыни или, может, другой?

– Есть такое понятие – духовная близость. Общаться в ней и естественно, и приятно. Но не всё, что неприятно, следует решительно извергать из своей жизни. И апостол Павел, писав Коринфянам о нежелательности общения с грешниками из среды христиан, всё же уточняет: «Впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего» (1 Кор. 5, 10).

Любить всех одинаково невозможно. И у Христа были любимые ученики, был друг Лазарь, о смерти которого Он прослезился, но были и книжники, и фарисеи. Скрывая или не скрывая человеческого к ним отношения, Он продолжал с ними общаться. Так и мы должны поступать, не ища, но и не уклоняясь от ситуаций, в кои поставлены Промыслом Божиим.

– С чего надо начинать борьбу с гордыней? Невыносимо с ней…

– Вы уже начали бороться, в своей гордыне признавшись (не забывайте делать это и на исповеди). Гордые «беспросветно» обычно таковыми себя не считают. Остальное предоставьте Богу, ибо человеческими усилиями гордость не искореняется. Как правило. Просто попросите Его, дабы Он искоренил в вас это зло.

Впрочем, имея в виду, что просить смирения, избавления от гордыни – значит просить испытаний порою небезболезненных: уничижений, неустройств, даже болезней – кому что полезно для искоренения пагубной самости. «Всякий, приступающий работать Богу, уготовь душу свою для искушений»… Святые отцы и в данном случае знали, о чём говорили, ибо сама их святость – плод трудов, скорбных преодолений, если не добровольных, то невольных, переносимых без ропота. Хотите избавиться от гордости, что значит спасти свою душу, по большому счёту, – будьте мужественной. Мужество и смирение в подлинном его смысле – синонимы, как бы кому теперь иначе ни казалось.

Всё это не предполагает, естественно, отказа от собственных усилий в борьбе с этим грехом в меру своих сил и разумения. Искусственное смирение (не мнить, не ставить себя высоко) может обратиться в естественное, если быть в нём последовательным и терпеливым.

– Меня зовут Мария. Мне 18 лет. Я живу в пригороде Донецка. Сейчас идёт война. Я ничего не хочу делать, не учусь, устала от всего. На литургии хожу. Как мне найти силы жить?

– Маша! Вы сейчас там, где проверяется достоинство человека. Может быть, в большей мере, чем в любом другом месте. И весь мир, без преувеличения, смотрит на вас. Трудно жить не «благодаря», а «вопреки» всему; но там, где трудно, там близ и Бог. Это всё как попущение, испытание, от Бога же и силы. Это может быть не просто словами, если научиться впускать Его в свою жизнь, укрепляться молитвой, терпением, поддержкой друг друга. Бывает, что и помимо войны человек переживает страшные трагедии: болезни, потери близких, но война – как бы квинтэссенция их, когда потребно мужество не только человека, но и всего народа.

То, что ты сейчас переживаешь, наверное, главное в твоей жизни – как тест на жизнь будущую, на жизнь вечную. Она для тебя только начинается, не опускай рук. А мы в России, и не только в России, за вас молимся.

– Как побороть своё чувство неловкости и стыда на исповеди?

– Стыда на исповеди стыдиться не должно. Коль скоро он есть, душа жива. И ничто так не радует исповедующего священника, как человек, который, каясь, преодолевает себя. Что бы он ни говорил… Опять же, радость эта – дело благодати Божией. Дело Бога, который здесь прощает, а там наказывает. Человек, вернее, сам себя наказывает своею нераскаянностью и здесь, и в нездешней неземной реальности, в коей покаяние уже невозможно. Единственное, что может раздражать на исповеди, – формальное перечисление чего-то не вполне осознанного, выписанного из какой-нибудь «методички», или же небрежная сентенция, типа  «во всём грешна, батюшка». Что значит – ни в чём.


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление номера

Добавить комментарий