Живой кладезь

Протоиерей Александр Билокур, настоятель храма Святителя Феодосия Черниговского (г. Киев), отвечает на вопросы прихожан.

– Я каждый день рано утром хожу купаться на море. У нас жарко, и это заряд бодрости на целый день. Будет ли на мне грех, если я и в день причастия в 6 утра, ещё до начала службы, схожу на море, или лучше воздержаться?

– Я думаю, что грехом это не является. Тем более если после купания вы получаете заряд бодрости и энергии.

– У меня болит горло, хронический фарингит. Мне тяжело говорить монотонно. Молитвы по этой причине я забросила, хотя они мне жизненно необходимы сейчас. Как мне можно поступить?

– Молитвы необязательно читать вслух, их можно читать мысленно или шёпотом (одними губами). Но оставлять молитву полностью для верующего человека недопустимо.

– Мне сложно молиться, потому что постоянно возникают плохие мысли, ругательства на Бога, Богородицу, святых. Мысли приходят из ниоткуда, я сама так не думаю. Или же приходят мысли о болезнях, разные страхи, тоже внезапно. Ещё во время молитвы я могу сильно зевать. Порою я могу справиться с мыслями и игнорировать плохие, а порою это очень сложно. Подскажите, что делать?

– Святые отцы говорят: «Мысли как птицы, ты не запретишь птицам летать, но в твоей власти не дать им свить гнездо на крыше твоего дома». Святитель Игнатий (Брянчанинов) описывает цепочку развития греховного помысла к совершённому греху: помысел – внимание – пленение – сочетание – грех (страсть). В подобных случаях нужно читать молитву отречения: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и от всех помыслов твоих. И сочетаюся Христу, Господу Богу моему». Для духовного укрепления старайтесь регулярно исповедоваться и причащаться. Ваше состояние – это духовная болезнь, а Церковь – это духовная врачебница, в которой вы обретёте исцеление.

– Подскажите, как молиться, чтобы после причастия воздерживаться от искушений?

– Хорошо после причастия читать Иисусову молитву и избегать ненужной суеты, искушающих и не назидающих мест, общений и разговоров.

– Слава Богу, моя мама приняла крещение, но вот теперь, как идти на причастие, у неё обязательно находится отговорка. Понимаю, что это происки лукавого, знаю, что на всё воля Божья, однако получается, что я настаиваю, а по-другому не получается. Как быть?

– Ваша мама хотя и человек преклонных лет, но в духовном плане она переживает только младенчество, духовное детство, не всё ещё она может понять, осознать и не во всём может дать себе отчёт о происходящем. Вам необходимо терпение, мудрость и смирение. Не нарушая пятую заповедь, проявляя к маме почтение, направляйте и подсказывайте ей на пути духовном, но без упрёков, обвинений и давления. Особенно важно для вас молиться о её духовном возрастании и укреплении в вере.

 – Помогите, пожалуйста: я буквально пытаюсь «убежать от молитвы»: утром валяюсь в кровати подольше, чтобы оттянуть время, а вечером трачу время попусту, чтобы опять же не начинать молиться. Когда-то я читала, что нужно обращать внимание на каждое слово и заставлять себя при этом «прочувствовать» их. Мне стыдно признаться, но именно из-за этого (может быть) я очень не люблю молиться, потому как нужно во всё время молитвы принуждать себя ко вниманию, и потому молитва длится не менее тридцати минут. Я понимаю, что молитва – это живое общение с Богом, но у меня это было только лет пять назад, когда только начался, если можно сказать, мой духовный путь…

– Святые отцы говорят, что молитва – это дыхание нашей веры. Как наличие дыхания в человеке свидетельствует, что человек физически живой, так и молитва подтверждает, что человек жив духовно и имеет реальную веру. Для православного христианина главное – не потерять способность и желание обращаться к Богу, как дети обращаются к своим родителям. Даже когда вам не хочется молиться, когда дьявол ввергает вас в духовное «коматозное» состояние, понуждайте и заставляйте себя молиться. Пусть ваши молитвы будут краткими и немногословными, но они должны быть осознанными и неспешными. Если вам легче молиться своими словами, можете это делать, каясь перед Богом в своих грехах, прося Его о своих нуждах, благодаря Господа и прославляя за любовь, благодеяния и дар спасения.

– Скажите, можно ли обращаться к нескольким святым? Не очень понимаю, как это правильно делать. Я всегда молилась Ксении Петербургской о замужестве, эта святая мне очень близка. Сейчас мне подарили книгу о матушке Матроне, хочется и ей тоже молиться. Я слышала, что, когда плохо или в житейских нуждах, нужно обращаться к святому как к своему другу и помощнику. Обращаться ли к нескольким святым с одной просьбой? Обращаться с разными нуждами к разным святым? Или лучше иметь одного, самого близкого душе, святого?

–  Святые угодники Божьи являются нашими молитвенниками у Божьего Престола, об этом пишет святой апостол Иоанн Богослов, что он видел «чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5, 8). Церковным уставом и традицией не регламентируется количество святых, к которым вы можете обращаться, прося их молитв и заступничества. Главное, чтобы вы верили и осознавали, что Источником благодати, Подателем благословения и единым Помощником в нашей жизни является Господь, к Которому святые обращаются в своих молитвах вместе с нами. Неправильно делают те, кто поручает святым молиться о себе и своих нуждах, а сами к Богу не обращаются, в духовной жизни не радеют, не стремятся к участию в святых Таинствах и к полноценной духовной жизни.

– Скажите, пожалуйста, если человек срывается во время поста, будет ли правильным его продолжать или уже нет смысла? И что делать, если сорвался?  

– Писание говорит, что праведный семь раз упадёт и поднимется (Прит. 24, 16). Если вы радеете о своём спасении, то старайтесь исполнять заповеди Божьи, церковное учение и предписание устава. Даже если у вас это не всегда получается, вы «спотыкаетесь» и срываетесь, то нужно покаяться и опять продолжать пост, помня, что перед искушениями нужно не сдаваться и капитулировать, а побеждать их, следуя путём спасения.

– В последнее время мне всё больше хочется научиться вкусно готовить. Но ведь вкусная еда толкает людей на чревоугодие, объедение, а потому мне кажется, что хорошо готовить – это всё равно что толкать людей на грех, искушать их. Так ли это?

– Бог создал для человека различную растительную пищу, которая отличается приятным вкусом, формой и ароматом. Также Господь благословил человеку употреблять в пищу мясо различных животных, птицу и рыбу. Вкус и запах пищи необходимы для того, чтобы в нашем организме вырабатывались специальные вещества, желудочный сок и различные ферменты, которые способствуют перевариванию и усвоению пищи. Даже существует поговорка: «Слюнка течёт», если чувствуешь «вкусные» запахи или видишь аппетитно приготовленную еду. Иисус Христос на Тайной вечери со Своими апостолами вкушал Пасхального агнца, приготовленного на огне специальным образом, которого ели с особыми горькими травами, наподобие того, как мы едим мясо с различными приправами и соусами. Таким образом, есть вкусную пищу не грех, грех – в злоупотреблении ею, в чревоугодии, объедении и гортанобесии. Если вы для своей семьи будете вкусно готовить и, вкушая поданное вами, все будут благодарить Бога и вас, то понятно, что никакого зла и греха в этом не будет.

– Я приняла крещение в 30 лет. Нужно ли исповедовать грехи, совершённые до крещения, ведь грехов очень много, как успеть за одну исповедь?

– Все грехи, которые вы совершили с семи лет до тридцати, вам были прощены в Таинстве крещения.

– Стала молиться за малознакомых людей, безбожников. Думала, молитва моя им поможет стать лучше, но, видно, силёнок не хватило. Все близкие от меня отвернулись. Может такое быть? Чувствую, что становлюсь хуже. Могу службу пропустить, вечернее правило. Что мне делать?

– Вы допустили ошибку, о которой предупреждали святые отцы, что мы, прежде всего, должны заботиться о своём спасении. Они говорили: «Спасись сам, и тысячи спасутся вокруг тебя». Старайтесь жить полноценной духовной жизнью и приносить достойные плоды (Гал. 5, 22), по которым окружающие нас люди узнают в нас детей Божьих и учеников Христа (Ин. 12, 35).

– Всегда в церкви на службе умиротворение и клонит в сон. Что-то это значит?

– Я думаю, что это искушение. Постарайтесь душевное умиротворение «отделить» от сонливого состояния.

– Я хотел бы поучаствовать во всенощной накануне грядущего праздника Господня, но так как служба будет длинной, возможно, по определённым обстоятельствам вынужден буду покинуть Церковь незадолго до отпуста. Теперь вот и не знаю. Наверное, это грешно, а с другой стороны – хочется помолиться на службе. Не знаю: идти или нет?

– Не будет греха, если вам по необходимости нужно будет уйти со службы до отпуста.

– Скажите, покупать иногда лотерейные билеты – это грех? 

– Да. Желание получить деньги не трудовым способом является грехом скверноприбытчества.

– Какая разница: молиться по Псалтыри и читать Псалтырь?

– «Читают» Псалтырь обычно, как Библию, на русском языке в Синодальном переводе. «Молиться» по Псалтыри – значит читать богослужебную Псалтырь, которая разделена на 20 кафизм, а кафизмы, в свою очередь, делятся на «Славы». На «Славах» при желании читаются молитвы за живых – на различные нужды – и за усопших. В завершении кафизмы читаются соответствующие тропарь, кондак и молитва.

– Прочитал на одном православном сайте следующее: «Очень полезно кормить голубей! Голуби вымаливают даже самоубийц! Когда они клюют хлеб или зерно, это поклоны за усопшего, идёт очищение, поэтому чем больше голубей, тем больше поклонов». Так ли это?   

– Сайт, о котором вы упоминаете, не может являться православным. Корректнее его назвать «оккультно-эзотерическим». Миф о молящихся голубях является тому подтверждением. Единственно, что является верным, – это напоминание о необходимости заботиться об окружающем нас тварном мире, в частности кормить птиц. Писание говорит: «Блажен, иже скоты милует» (Прит. 12, 10).

– Когда я нахожусь в храме, у меня через несколько минут начинают течь слёзы, и я не могу остановиться… Мне от этого так неудобно становится, некомфортно, что на меня могут посмотреть и увидеть, что я плачу. Может, мне и из-за этого тяжело в храм ходить… А так я только по праздникам хожу в церковь, и то очень редко.

– От того слёзы и текут, что вы в храм ходите очень редко. Ваша душа плачет и скорбит, так как нуждается в очищении грехов в Таинстве покаяния и соединении со Христом в Таинстве евхаристии. Не обращайте внимание на слёзы, спасайте свою душу от грехов и вечной погибели.

Отвечал настоятель храма Святителя Феодосия Черниговского (г. Киев) протоиерей Александр Билокур


←Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

 

Добавить комментарий