Правильная молитва

В «Живом кладезе» 731-го номера «Веры» приведены слова митр. Антония Сурожского: «Говоришь, если не помолишься, то не по себе становится? Значит, не на Бога надеешься. А на свою молитву! Ты с Ним как бы в договор вступаешь. Перестань молиться на полгода».

Прочитав эти строки, я вспомнил один случай. В один из зимних дней я ездил на службу к игумену Игнатию (Бакаеву) в Визябож. Что в ту сторону, что в обратную, мы, попутчики, вели беседы на церковные темы. Женщины заговорили о т. н. «Молитве задержания». «Очень сильная молитва, – сказала одна. – Только надо благословение у батюшки взять, читать-то её не всем разрешается. Мне отец Игнатий благословил читать. А ещё, – продолжила пассажирка, – я усиливаю эту молитву акафистом к какой-нибудь из икон Богородице – ничего можешь не бояться, точно защитишься от всякого зла».

Меня передёрнуло. Вроде православные, а тут про молитву как про магический текст… Молитву читать о. Игнатий, может, и благословил, но «усиливать» – это уже наверняка самодеятельность. Краем уха раньше я слышал о «Молитве задержания», да подробно узнать ленился. И тут решил разобраться. В Интернете поисковая система отсылает исключительно на сайты колдунов да чудаков, увлекающихся эзотерикой. У одного экстрасенса я и встретил знакомое словосочетание: «”Молитва задержания” усиливается акафистом Божией Матери». Ещё он «Отче наш» обязательно рекомендует перед началом чтения, без этого, говорит, никак. Все эти «источники» о происхождении молитвы сообщали: «Из сборника молитв старца Пансофия Афонского, 1848 г.». Информации из источников, которым можно доверять, о старце Пансофии Афонском не нашлось.

Продолжая поиски, на страничке одного подмосковного прихода читаю о «Молитве задержания»: «Особенности языка и стиля не позволяют датировать её серединой XIX в. Да и можно ли считать соответствующими потребностям афонского инока середины XIX в. такие заботы, как увольнение с работы, изгнание из “града” и беспокойство за сохранность “дома сего, всех живущих в нём и всего достояния его”? В этом случае мы имеем дело с попыткой выдать небрежный “новодел” за относительно старинный текст, освящённый авторитетом Святой Горы Афонской». «Ну теперь точно, – думаю про себя, – молитва эта корнями в магию уходит, нельзя её читать».

Дальше попалось видео – запись передачи с телеканала «Спас». Телезрительница спрашивает у протоиерея Дмитрия Смирнова, как ей быть: она после смещения с работы поддалась искушению, прочитала «Молитву задержания» – и теперь вообще не может найти работу. Спрашивает, каяться ли ей в том, что она прочитала неправильную молитву, и как впредь различить правильную от неправильной. Я сам в ожидании: вот сейчас отец Дмитрий в пух и прах разоблачит эту молитву, и можно будет всем говорить, чтоб не читали. Но не тут-то было…

«Дело не в молитве, а в отношении к ней, – ответил христианке отец Дмитрий. – Вы верите в “правильные” и “неправильные” тексты, которые открывают либо закрывают вам двери? Это неправильный подход. Такое отношение к молитве ошибочно, будто не молитва это, а заговор, но никак не разговор с Богом. Господь же все наши мысли прочитывает, что уж про слова. Ничего плохого в написанной молитве нет: как музыкант, играющий по нотам, вживается в музыку, так и мы соединяемся с молитвой из молитвослова. Читайте хоть кусками. Молитва своими словами также приветствуется. Идеально: прочитали утром либо вечером правило – дальше просите своими словами, просто обращаясь к Богу. А молитва “задержания” ли это, “придержания” ли, ещё какого-нибудь “держания” – неважно. Не нам судить о качестве той или иной молитвы. Отцы ведь даже самого себя не рекомендуют судить, хотя уж себя-то мы вроде хорошо знаем. Молитва становится молитвой, – продолжал о. Дмитрий, – если в её тексте есть смысл, а ценится она по результату. Вот встал человек с утра. Зевая, почёсываясь, рассеянно помолился, попросил что-то у Бога. И Господь услышал его и дал что нужно. А другой человек усиленно молится, взлетает ввысь, сердце его такое пламенное, ангелы вокруг, кажется, – а результата нет. Выходит, та, первая молитва, была хорошая, другая же – прелесть бесовская».

Вот так, не удалось мне найти разоблачающих доводов против этой странной «Молитвы задержания», и стало ясно, почему многие священники не против чтения этой молитвы.


←Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий