Настоящая жизнь в трёх измерениях

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Идёт служба в храме. Напротив меня – шесть крепких мужчин, все в разводе, маются от одиночества. У них похожие биографии, есть дети. Но жёны с ними жить не могут по той или иной причине. Да и отвергают их не только жёны, но и вся современная жизнь. А люди очень хорошие, многое умеют, все с руками, душою и головой. Есть такие и среди прихожанок, у которых не получилось найти любимого человека, не сложилась семейная жизнь. Что же мне сказать им?

Человеческое бытие – это система координат, где Х можно понимать как жизнь тела, которому нужны пища, жильё, одежда, лекарства, транспорт и прочее; Y – жизнь души, которая вечна и нуждается в общении, музыке, живописи и так далее. Но имеется ещё и Z – жизнь духовная, которая определяет, куда мы движемся, ко спасению или погибели. Если человек строго, без роскоши относится к жизни тела и души, то устремляется ввысь, и жизнь становится одухотворённой. Люди Церкви понимают, что такое духовная жизнь. Это благодатное присутствие в нас Господа, пребывание во Святом Духе. И если живёшь духовно, то блаженство в этом мире умножится в жизни будущего века.

Жизнь в семье лучше, чем что-либо другое, показывает устроение человека, готовность не от случая к случаю, а постоянно жертвовать собой ради других. Бог сотворил и человека Адама, и помощницу ему Еву, установив брак: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть». Ещё повелел им плодиться и размножаться, наполнять землю и обладать ею. В добром супружестве Господь становится членом доброй семьи, одухотворяя её. Мы видим это на примере родителей Пресвятой Богородицы, богоотец Иоакима и Анны, таким был брак праведных Захарии и Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя, преподобных Кирилла и Марии – отца и матери св. Сергия Радонежского. Святость этих родителей умножалась в их детях.

Брак же, в котором не памятуют о Боге и Его установлениях, хотя и заключается иной раз по любви, точнее, по влечению друг к другу, безблагодатен и часто расторгается. Это случается, когда любовь к одному человеку проходит и влечение переадресуется другому. Духовность в таком браке является подделкой. Как бы ни была она похожа на настоящую, если в ком-то воцарился несвятой дух, то с ним приходят ложь, блуд, вороватость, человек живёт, умерщвляя в себе последние искры Святого Духа. Всё это влечёт его в смерть вечную, когда и сам он мучается, и мучает других.

Люди старшего поколения, даже невенчанные, но воспитанные в традиции благодатных браков, не забывших, что такое подлинное супружество, сохраняли верность друг другу до конца своей жизни. Однажды я спросил у девяностолетней бабушки: «Не изменяли ли вы мужу?» Бабушка возмутилась: «Как это можно?» И пристыдила меня: «Не смейте задавать таких вопросов».

Отступление от Бога в XVIII – XIX веках привело к голоду, войнам и прочим потрясениям, поэтому браки часто прерывались из-за гибели одного из супругов. Но и тогда люди старались помнить о том, что без Господа семейная жизнь немыслима. У моей мамы, Василисы Никифоровны, первый муж умер от чахотки, на руках осталась дочь. Второй раз она вышла за вдовца с двумя детьми. Жили хорошо – свёкр, свекровь, муж, жена и трое детей. Трудились в коммуне, которая называлась Парижской, на хуторе в Волгоградской области. Потом в райцентр пришла разнарядка: «Раскулачить и выселить на Север пятьдесят семей». Вся коммуна была раскулачена и переселена на берега реки Печоры в Коми крае. Маму направили на сплав, сбрасывать в реку обсохшие на берегу брёвна. А когда она вернулась в посёлок, оказалось, что всех родных уже похоронили. Было голодно, и семья отравилась незнакомыми грибами… Мой отец стал последним мужем мамы. Несмотря на все беды, мама была благодарна Богу, Который, испытывая её, дал благодать всё пережить, понянчить шесть внуков и внучку, безропотно уйти в лучший мир, где нет зла.

А в наше время, после десятилетий разрушения нравственности, традиций, отступления от Господа, даже в законных, венчанных браках нередко царит беззаконие. Что уж говорить о сожительстве, которое называется гражданским браком, где зачастую люди просто используют друг друга: хочу – позову и приласкаю, хочу – прогоню.

Дети вырастают, не имея представления о благодатных семейных отношениях. Отношения часто становятся адскими, и, как правило, больше всего страдает более совестливый, кроткий, порядочный.

Семья перестала быть крепостью. Разрушаясь, она оставляет по себе несчастных, потерянных людей, которые не знают, что им делать дальше, впадают в отчаяние. Моё мнение: большинство из нас для одинокой жизни, например той, которую вели пустынники, не созданы. Они либо должны создать крепкую семью, а если нет к этому способностей, войти в семью монашескую, хотя бы в качестве послушников. Часто можно слышать, что в монастырь нужно идти не от неразделённой любви или неудавшегося брака, а от любви к Богу. Только это не означает, что с неразделённой любовью человек не может полюбить Бога. Поэтому не стоит сильно унывать, что распалась семья или оставил любимый человек. Быть может, Господь ведёт вас к иному.

…Идёт служба. Вижу прихожан, чей брак не удался, а иным и вовсе не суждено было вступить в супружество. Так и хочется сказать: «Осознайте же своё призвание, поймите, куда ведёт вас Господь!» Смотрю на них, отверженных, сам в прошлом отверженный. Потом поворачиваюсь к престолу и, глядя на Христа, вспоминаю, что и Он был отвержен народом. И вот мы жмёмся друг к другу и к Нему, и какая-то радость поднимается в сердце. Всё налаживается. Мы были мёртвые, а ныне оживаем, воскресаем в своей новой семье, соединённые любовью Христовой.


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий