Живой кладезь

На вопросы прихожан отвечает протоиерей Константин Момотов, hram-ioann.ru


– Была в паломнических поездках, ездили мы в разные города и сёла, где живут люди с разным финансовым достатком. И ни разу не встретила людей, просящих подаяние при входе в храм. Я была удивлена, так как у нас при входе в храм аж за руки хватают, и нужны деньги, а не продукты питания и тому подобное. Везде, где я была, люди, нуждающиеся в помощи, приходят в храм на послушание и выполняют работы за еду и тепло. Все мы знаем, что всё делается во славу Божью, но если я чувствую и понимаю, что люди просят на спиртосодержащие вещества и тому подобное, могу ли я не делать пожертвование или как-то корректно объяснить, что в любом храме найдётся работа, каждому по возможностям и по силам, в обмен на тепло и еду? Будет ли это считаться плохим поступком с моей стороны? Как поступать в подобных ситуациях, если я не против помогать нуждающимся людям, но и не хочется поощрять пьянство, наркоманию?

– Я тоже, как настоятель, не в восторге от подобного поведения «просящих», сам не знаю, что с этим делать и как поступать. Очень часто с некоторыми из них я ругаюсь, выставляю из храма… Дело в том, что из числа постоянно стоящих у ворот храма и просящих милостыню людей работать большинство не хочет, тем более «за еду и тепло». Но я знаю и другое – слова Господа: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42). Поэтому милостыню необходимо подавать. И если вы сомневаетесь в истинной нужде какого-нибудь просящего человека, то при желании можете найти того, кто ваши деньги не пропьёт, если вы этого не хотите, а употребит во благо. Есть ещё мнение, что до революции были настоящие – нуждающиеся и молящиеся за благодетелей – нищие, а теперь – одни пьяницы и мошенники. Но давайте вспомним хотя бы из литературы: пропивали даже кресты нательные. В любом случае, от милостыни богатеет больше подающий, чем просящий.

– Был свидетелем неприятной сцены: продавщицы в магазине громко возмущались большим размером средств, сдаваемых на выпускные мероприятия старшеклассников. Одна из них сказала, мол, когда она узнала весь перечень услуг, за которые придётся платить при этом, то больше всего её возмутило, по её словам, участие попов в церемонии вручения аттестатов. Якобы священник благословит выпускников, вручит им иконки. И на это тоже уходят весомые средства. Она возмущалась, говоря: а если мы вообще мусульмане?

– Если это правда, то я тоже возмущаюсь. Но до конца не могу поверить, чтобы какой-нибудь священнослужитель нашего благочиния, подобно Деду Морозу, требовал деньги за свой приход к детям. Может, «весомые средства» потребовались для приобретения «иконок» для вручения, а не «за труды» батюшки при «благословении выпускников»? Иконка может стоить по-разному, в зависимости от исполнения: от десяти рублей до нескольких тысяч. И здесь должны решать сами родители выпускников, нужны ли им дорогие иконки. Когда, например, у меня, как у родителя, просят непомерные деньги за «фотоальбом выпускников детского сада», я отказываюсь и прошу дать альтернативу – лишь одну фотографию. Если кто-то не хочет платить за «участие попов» – пусть этого не делает. Хотя, безусловно, священник по долгу своего служения должен идти с проповедью к людям, дорожить возможностью такой проповеди и не требовать за это никакой благодарности, в том числе и в денежном эквиваленте.

– Когда ставлю свечку за усопших, вспоминаю преподавательницу кружка из детства – очень хороший человек, умерла от рака. Очень хочется поставить за неё свечку или подать записку, только я не помню её имени и не знаю, крещёная ли она. Как мне поступить правильно?

– Я думаю, в подобном случае можно помолиться так: «Господи, как Сам веси (как Сам знаешь), помяни рабу Свою, учительницу мою». Или можно любыми другими произвольными словами. В церковной записке, к сожалению, в этом случае ничего написать нельзя.

– Как относиться к ревности в семье: если жена или муж ревнует свою половину… Например, муж (или жена) забывается и в общении с противоположным полом ведёт себя несколько игриво. Это задевает чувства супруга, что вызывает ревность. Ответ вроде бы прост: нужно просто поговорить об этом. Но как быть, если сам супруг (супруга) не считает своё поведение вызывающим, в то время как постоянные скандалы на почве этой страсти рушат семейные отношения. Молиться и просить о помощи, чтобы преодолеть ненавистное чувство или убедить вторую половину не давать поводов для ревности?

– Ревность, как и любая наша страсть, разъедает добрые отношения между супругами. Встретил я и такую мысль по этому поводу: «С православной же точки зрения ревность противоположна истинной любви, так как любовь не ищет своего, а ревность с гипертрофированной бдительностью следит за тем, чтобы не потерять того, кого она считает своим…» Со своей стороны могу представить, насколько тяжело жить с таким чувством, и искренне хочу пожелать вам с Божией помощью от него избавиться, а вашей половине не давать вам повода для ревности. И на этом пути, как вы правильно написали, надо «молиться и просить о помощи, чтобы преодолеть ненавистное чувство». А по отношению к супруге (супругу), думаю, тоже нужно просить («убедить» – заранее требовать своего, «просить» – признавать свободу другого) «не давать поводов для ревности». Помоги вам Господи!

– У меня большой перерыв в карьере по объективным обстоятельствам. При поиске работы попался очень хороший вариант, как раз чтобы вернуться в профессию, но телефон этой организации 666-666. Стоит ли мне идти туда на работу или сразу не рассматривать этот вариант?

– Я думаю, что не номер телефона, а сфера вашей будущей деятельности должна определять выбор места работы. Если вас не будут призывать отречься от Христа, ваш будущий труд не будет связан с грехом и он вам интересен, именно это должно быть критерием. А номер телефона в этом случае – глупость руководства. Как знать, может, ваш приход, и добросовестный труд, и ваше посильное миссионерство в скором времени изменит телефонный номер на 777-777?

– Можно ли показывать младенца раньше 40 дней от рождения или это просто суеверие?

– Вы правы, это просто суеверие. С сороковым днём от рождения связан обычай приносить ребёнка в храм для воцерковления. В этом чине над младенцем читаются особые молитвы и возносятся прошения к Богу о том, чтобы этот ребёнок был членом Церкви Христовой и сподобился святого крещения. Далее, если ребёнок не крещён до этого времени, следует само крещение, после которого мальчиков (как потенциальных священников) вносят в алтарь, девочек же подносят к Царским вратам. Также читается очистительная молитва над матерью младенца.

– Если купленная квартира требует ремонта, когда её лучше освящать: до или после ремонта?

– В чине «Освящения нового дома» одним из внешних действий является расположение на стенах дома изображения крестов, которые впоследствии помазуются освящённым маслом. Эти кресты так и остаются потом на стенах дома (квартиры). Если будет меняться стеновое покрытие, то эти «крестики» аккуратно отклеивают и затем вновь располагают на стенах. Если ремонт квартиры окончательно не завершён, то можно освятить квартиру, а вы потом (после окончания ремонта) уже сами вновь расположите освящённые крестики на новых обоях. Но обычно освящают уже отремонтированное помещение. А перед ремонтом в квартире можно отслужить молебен и окропить жилище святой водой.


←Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий