Преславное успение

Из проповедей Святейшего Патриарха Кирилла за разные годы

6301

В жизни Царицы Небесной не было никакой земной славы, и единственная слава пришла к Ней в этот день, который мы торжественно прославляем как день Её Успения. Она явилась в этот день как избранный Богом сосуд, который во славе завершил свой жизненный подвиг и явил всему миру отображение Божественной славы.

В Священном Писании мы не находим известий о жизни Богоматери после Вознесения Господа. Но Её жизнь хорошо известна, потому что уже в первом и особенно во втором веке такими известными церковными писателями, как Игнатий Антиохийский и Мелитон Сардийский, было поведано о земной жизни Богоматери и о Её преславном Успении. А в IV веке святитель Епифаний Кипрский обобщил устное предание о жизни Богородицы, которое сохранилось в древней Церкви; и вслед за Епифанием уже многие святые отцы и просвещённые церковные писатели рассказывали о жизни Богоматери после Вознесения и особенно о дне Её преславного Успения.

* * *

Каждый из нас призван к тому, чтобы быть ближним Богу, каждый из нас призван к тому, чтобы иметь духовное родство с Сыном Божиим. Мы не имеем возможности иметь с Ним прямое физическое родство — хотя по крови весь род человеческий соединён, и в каком-то самом широком смысле слова мы все родственники Спасителю, как мы все родственники друг другу. Но очень важно иметь духовное родство с Господом, иметь в себе те же чувствования, что и во Христе Иисусе.

А отчего у Божией Матери было такое душевное и духовное расположение? Конечно, от воспитания. Она была воспитана при храме, у Неё были благочестивые родители, у Неё были замечательные духовные воспитатели, хотя мы и не знаем их имён.

Воспитание является очень важным, решающим фактором в формировании человеческой жизни. Те же чувствования, что и во Христе Иисусе, не посетят нас, если мы не работаем над самими собой. Замечательно, когда эта работа начинается с детства: когда старшие воспитывают своих детей, своих внуков, когда затем эстафету подхватывают Церковь, церковно-приходские воскресные школы, а также государственные учебные заведения; когда ребёнок, младенец, отрок, юноша воспитывается в единой системе ценностей — вот тогда у человека и могут сформироваться те же чувствования, что и во Христе Иисусе.

* * *

Тропарь, то есть основное песнопение, призванное отображать суть праздника, доносит до нас его величайший смысл: «Во успении мира не оставила еси, Богородица, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».

Что же такое смерть души? Ведь слово Божие утверждает, что душа человека бессмертна. Бог сотворил тленное смертное тело и бессмертную душу. О какой же смерти идёт речь? Смерть души есть её духовное разрушение, которое осуществляется силами зла. Зло, если оно полностью порабощает человеческую душу, несёт ей смерть, разрушение; а если разрушается душа, то разрушается человеческая личность, ведь Бог создал и тело, и душу, вместив и одно, и другое в единую человеческую личность. А если разрушается душа, то во что превращается тело? Тело уподобляется тогда телу животного, которое не имеет бессмертной души; а значит, смерть души превращает человека в зверя, в животное и закрывает для него доступ в Царствие Божие, ибо там не будет животных — там только бессмертные человеческие души вместе с ангелами.

Молитвами Своими Богородица избавляет от смерти души наши. Её молитвами спасаемся. Там, в Божием Царстве, Она одесную Сына Своего и Бога нашего. Но в успении Своём Она не оставила нас. Она сохраняет способность каждого из нас сопротивляться злу, в какую бы личину это зло ни рядилось, отличать добро от зла, сохранять нравственное чувство, а значит, сохранять надежду на то, что мы не потеряем своего человеческого лица, не превратимся в животных, сохраним живой нашу душу.

И может быть, сегодня мы по-особенному должны осознать именно это служение Богоматери. Как никогда мы должны просить Её, чтобы Она сохранила живыми души людей, наших соотечественников, да и вообще всех людей. Мёртвые души не могут образовывать жизнеспособные человеческие общества. Мёртвая душа — это мёртвая цивилизация, это конец истории. А потому борьба за нравственное начало, за его сохранение, борьба за подлинную, а не мнимую, пропагандистки навязанную справедливость — это борьба за жизнь рода человеческого.

* * *

Если перенести свой взор с этого события на современную жизнь, мы заметим некое глубинное противоречие между двумя пониманиями смерти. Блаженная кончина, успение, сон — слово «смерть» и не употребляется по отношению к Богородице. Кстати, отсюда же и другое слово в церковном обиходе – «усопший» — не умерший, не погибший, а усопший. Мы видим, что смерть понимается по-разному. С одной стороны, представление, связанное с торжеством Богоматери; с другой — наше обыденное понимание смерти как трагического конца, как завершения всего. Перед этим трагическим концом человек испытывает животный страх, страх смерти; и как этот страх смерти не соответствует основным ценностным установкам современного общества – общества потребления, общества благополучия! И ведь само это общество, проникнутое ложными ценностями, сознаёт невозможность состыковать свои идеалы — идеалы безграничного потребления, наслаждения — с фактом смерти. Но как же отвечает на это противоречие нынешнее общество, нынешняя псевдокультура? А она отвечает на этот мировоззренческий вызов тем, что смерть будто бы игнорируется. Нам рисуется иной образ жизни — через рекламу, через насаждение тех самых ложных ценностей, которые уводят взгляд человека от смерти. Если говорить о практике погребения, то можно заметить, что во многих странах, особенно странах благополучных, делается всё для того, чтобы как-то смягчить соприкосновение людей с мёртвым телом. Гроб не открывается во время заупокойного богослужения, да и вообще не открывается, — люди прощаются перед закрытым гробом, и чаще всего в могилу гроб опускается уже тогда, когда люди покинут кладбище, — для этого он закрывается цветами или еловыми ветвями так, чтобы не был виден сам акт погребения. Этому же служит распространяющийся обычай кремации – гроб уходит, и у человека не происходит реального соприкосновения с моментом погребения.

Но есть и другой способ смягчить этот внутренний непреодолимый конфликт между ложными идеалами общества и смертью, а именно – превратить смерть в шоу, в зрелище. Мы видим огромное количество смертей каждый день — по телевидению, во множестве фильмов, где смерть, так или иначе, непременно присутствует. Но разве мы сопереживаем этой смерти? Смерть является лишь частью интриги, и чаще всего с этой смертью, даже с насильственной смертью, связана победа главного героя. Однако все эти попытки вывести вопрос смерти за рамки мировоззрения современного человека никогда не могут увенчаться успехом, потому что каждый день, каждый час, каждая минута приближают любого из нас к смерти. И всё дело в том, как мы воспринимаем смерть – как безумный, лишённый всякого смысла конец жизни, как уход в небытие всего, чем обладал человек, – разума, чувств, воли, как исчезновение всей жизни, с её радостями, скорбями, взлётами и падениями, открытиями, победами и поражениями; или как нечто иное — как заключительный аккорд, финал земной жизни и переход

в жизнь иную…

Успение Пресвятой Богородицы было торжеством Церкви: собрались апостолы, положили гроб Богоматери в Гефсимании и не обрели его более никогда, потому что тело Богоматери исчезло. Устойчивое предание Церкви доносит до нас весть о том, что тело Богоматери было восхищено в Царствие Небесное.

* * *

Размышляя на тему преставления, святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что преставление – это лишь изменение места: «переставился» человек, и душа его заняла место в ином мире, в ином веке, в ином времени. Был ли страх смерти у Богоматери? Нет. Был ли страх смерти у святых апостолов — перед лицом насильственной, мученической смерти? Нет. Апостол Пётр, вначале испугавшись гонений, обрушившихся при императоре Нероне, по увещеванию христианской общины Рима решил покинуть столицу империи. Но по пути из Рима встретился ему Воскресший Господь и спросил: «Куда идёшь, Пётр?» Один этот вопрос заставил Петра вернуться в Рим и с радостью принять мученическую смерть.

Через праздник Успения Пресвятой Богородицы, через опыт Церкви открывается нам истина о том, что религиозный образ жизни, христианский образ жизни – это не только устроение, блаженство и счастье в этой земной жизни, не только обретение подлинного целеполагания, но это и преодоление страха смерти, это восприятие смерти — со спокойным, мирным состоянием духа — как естественного завершения земного отрезка человеческой жизни. Такой взгляд на жизнь и на смерть означает величайшую силу человеческой личности, перед которой нет преград, которая не боится ничего. Именно на таком отношении к жизни и смерти и основываются подлинный подвиг, доблесть, способность жизнь свою положить за другого… И если на такой подвиг идут люди, которые не сознают себя религиозными, то это не означает, что их мотивация подвига лежит в плоскости материалистической. Это проявление некой скрытой, рудиментарной религиозности, которая входит в жизнь человека через воспитание, через привитые ему идеалы. Но если разрушить эту рудиментарную религиозность, то мы станем совершенно другим обществом, совершенно другим народом, неспособным ни на жертву, ни на подвиг. У такого общества нет и не может быть будущего.


←Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий