Колокольчик

Школа под голубым небом

Сухомлинский (1)

Двери этой школы были открыты для детворы летом. Впрочем, дверей в ней не было – учитель устроил её в саду, в тихом уголке, увитом виноградом. Парт и тетрадок здесь тоже не было. Да и вообще здесь больше молчали, чем говорили. Даже учитель – и он любил молчать. Не потому что ему нечего было рассказать – Василий Александрович Сухомлинский был прославленным на всю страну учителем, воевал в Великую Отечественную (чудом остался жив, а осколок, полученный при защите Москвы, он так и носил всю жизнь в груди). Но, встретив ребят и усадив их прямо на зелёную траву, учитель говорил: «Вот здесь и начинается наша школа. Будем смотреть отсюда на голубое небо, сад, село, солнце».

Дети поначалу удивлялись: что за странные уроки? Все они росли в деревне, а там не принято вот так сидеть, сложа руки, да любоваться небом. И сам учитель вышел из бедной крестьянской семьи, где привыкли трудиться… Но они послушно сидели в тишине – и вдруг понимали: а ведь и правда вокруг красиво и хорошо. Так хорошо, что хотелось кому-то сказать спасибо.

Ребята и не подозревали, что Василий Александрович усадил их за книгу – чудесную книгу Божьего мира. Недаром говорят, что природа – это пятое Евангелие. Помните, как мученица Варвара поверила в Бога? Она просто глядела из окошка своей башни на звёздное небо.

А знаете, каким было для ребят домашнее задание? Учитель набирал корзину яблок, груш или винограда в школьном саду и каждому из детей давал по два фрукта: один – съесть самому, а другой – отнести маме. И так повторялось каждый раз. Но Василий Александрович никогда не спрашивал, выполнили ли дети его задание – не съели ли «мамины» фрукты по дороге.

Вместе они сочиняли сказки и коротенькие рассказы. Все они про то, как надо относиться друг к другу и жить по совести.

Сухомлинский

Мёд в кармане

Дима, Вася и Юра собрались в лес. Мамы дали им по пирожку. Друзья завернули пирожки в бумагу и положили в карманы. А Юре мама налила ещё и маленькую бутылочку мёда. Сказала сыну:

— Не хвались ребятам, что у тебя мёд есть. Где-нибудь в лесу сядь и один съешь.

Положил Юра бутылочку в карман. Пришли друзья в лес, сели на поляне отдохнуть. Захотелось есть. Достали пирожки и едят.

Вдруг к Юре подлетела пчела. Села на штанину и лезет в карман. За ней вторая, третья. Много-много пчёл слетелось, и все лезут Юре в карман.

Дима и Вася удивляются:

— Что там такое у тебя?

А пчёлы всё летят и летят. Юра достал из кармана бутылочку с мёдом и бросил её в траву. Пчёлы облепили бутылочку. Юра опустил голову.

А Вася и Дима весело рассмеялись:

— Вон оно что!..

«Почему ты вчера не искал мои очки?»

Миша пришёл сегодня из школы радостный. Ещё в дверях он закричал:

— Бабушка, бабушка! Посмотри скорее мой дневник, нам отметки выставили. У меня хорошие!

Бабушка взяла дневник, хотела посмотреть на Мишины отметки, но куда-то пропали очки, а без них она не видела. Миша стал искать очки. Он и на шкаф заглянул, и под стол залез. А потом забрался под кровать и там, возле самой стенки, нашёл очки. Бабушка и не заметила, как они упали.

— Почему же ты вчера не искал мои очки? Я же просила тебя, — с упрёком сказала бабушка. Миша смутился.

Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яички.

Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой мусор? — спросила Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида.


Мир вокруг нас

Жили-были куклы

Дети во все времена любили играть в куклы. И не только девочки, ведь солдатики тоже игрушечные человечки, только под ружьём и в мундирах. А когда же появились куклы? Попробуем это выяснить, а поможет нам одна из старинных тряпичных куколок из музея игрушки – уж она-то должна знать.

– Постараюсь припомнить, ребята, то, что слышу тут во время экскурсий. Может, что и упущу – головка-то у меня маленькая, набита соломой… Солома и глина, дерево и ткань – из всего этого и мастерили кукол с незапамятных времён, и учёные-археологи находят их во время раскопок. Глиняному «пупсику», найденному в Сибири, под городом Ишим, пять тысяч лет! А в одной древнеримской гробнице в 1889 году обнаружили куклу из слоновой кости, очень тонкой работы. Руки и ноги у неё крепились на шарнирах, так что кукла могла принять любое положение. Ею играла более 1800 лет назад девочка, которой так и не суждено было стать взрослой – она умерла, и любимую игрушку похоронили вместе с ней. После того как гробницу раскопали археологи, один поэт даже написал стихотворение в честь этой девочки.

От таких шарнирных кукол произошли итальянские криппы – деревянные и керамические человечки размером от 20 до 60 см. Благодаря точному расчёту мастеров криппы могли замереть в любой позе. В Италии их называли ещё «сантонами» – «маленькими святыми», потому что они помогали в храме представлять картины на библейские и евангельские сюжеты. Кукол расставляли перед алтарём, а священник читал текст из Нового Завета.

В XVIII веке в Европе появились большие, в рост человека, куклы со сложнейшим механизмом внутри. Был музыкант, игравший на флейте 11 мелодий; виртуозная органистка, которая кланялась публике в конце выступления. Был мальчик-писец: он обмакивал гусиное перо в чернильницу и на чистом листе бумаги выводил красивым почерком фразу за фразой. Был и художник, писавший на холсте картину. И всё это – куклы, которые заводились при помощи ключика! Их создателями были выдающиеся мастера часовых дел.

КуклыВообще, XVIII столетие можно назвать золотым кукольным веком. Появились и фарфоровые куклы, и восковые. Правда, эти красавицы были очень хрупкими и дорогими, детям дозволяли ими играть с великой осторожностью и под присмотром строгой гувернантки. «Это вам не игрушка, а фамильная ценность!» – одёргивали девочек. Но мастера-кукольники придумали, как угодить детишкам, и в XIX веке стали делать игрушки из дешёвого и лёгкого папье-маше («папье-маше» переводится как «жёваная бумага»). И небогатые родители могли купить их своим дочкам.

А в русских крестьянских семьях кукол не покупали – их шили сами. И дело это не считалось пустяком. Когда малышке исполнялось пять лет, бабушка доставала из заветного сундука кукол, разноцветные лоскутки, нитки и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Шили кукол во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи, гуляли с ними по деревне – хвалились своей работой. Похвалят девчушку – обязательно спросят, сколько годков, и пригласят на посиделки, где старшие девушки сидят со своим рукодельем. Так что сшить собственную куклу было всё равно что сдать экзамен.

НгухукоДевочки не разлучались со своими тряпичными подружками: брали с собой в поле, ходили с ними в гости. Баюкали на руках спелёнатых игрушечных малышей, укладывая спать. Кстати, слово «пупс» пришло к нам из других языков. Русские мастера, вырезая из деревянной чурочки младенчика, называли его «аука», «дитяшка». Как ласково звучит, правда?

В XX веке пластмассовые и резиновые игрушки вытеснили самодельных ситцевых скромниц, девочки всех народов играют теперь примерно в одни и те же куклы. Но есть ещё места, куда не проникли Барби и Братц. Например, в тундре, в чумах ненцев, каждая девочка шьёт себе традиционную куклу «нгухуко», и не одну, а целую семью: папу с мамой, бабушку с дедушкой и деток. Вместо головы у нгухуко – клюв гуся, лебедя или утки, а туловище – как человека.

Вот и меня, куклу в сарафане, сшила давным-давно одна русская девочка. Шила и напевала весёлую песенку, а дошила – обрадовалась: какая хорошая куколка вышла! И вы, девочки, попробуйте сшить свою куклу. Увидите – она станет вашей любимицей!


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий