О Святой Троице

Живой кладезь

– Как понять троичность ипостасей Бога?

– Евангелие говорит о том, что Бог есть Дух (Ин. 4, 24) и Существо личное, хотя в особом значении этого слова. Особенность заключается в совершенно новом, принципиально отличном от всех дохристианских представлений, – учении о едином Боге в трёх Ипостасях (Лицах).

Основная идея этого учения состоит в утверждении, что Бог – это безначальный Отец, предвечно рождающийся от Него Сын (Логос) и предвечно исходящий от Отца Дух Святой. Три Ипостаси равночестны, имеют одну сущность, единую любовь, единый ум, единую волю, единое действие.

Некоторое понимание этого совершенно необычного учения о Боге дают аналогии.

Так, образом того, как одно может одновременно быть множественным, является, например, атом. У греческих мыслителей понятием «атом» (греч. «неделимый») обозначалась та предельно простая частица, из совокупности которых состоят все сложные вещи. Но в XX веке было открыто, что внутри атома, оказывается, находится целый мир. Так и Бог, будучи Существом единым и абсолютно простым – неделимым, в то же время во внутренней Своей жизни является Триипостасным.

Учители Церкви, исходя из того что человек является образом Божьим, предлагают и такую аналогию, которую приводит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Образ Троицы Бога – троица человек… Ум наш – образ Отца; слово наше – образ Сына; дух – образ Святого Духа… Ум без мысли существовать не может, и мысль без ума. Потому-то всякая мысль имеет свой дух».

Учение о Боге Троице отвергает все формы языческого политеизма и, в частности, тритеизм (три бога), триморфизм (три различных проявления единоличностного Бога). Христианская Троица – это и не семейная триада языческих пантеонов, в которых в качестве второй «ипостаси» является рождающая богиня-мать. В Святой Троице нет ни мужского, ни женского начала. В ней рождает Отец (а не мать), второй Ипостасью является Сын (а не богиня), третья Ипостась – неизвестный язычеству Дух Святой (а не сын или дочь). При этом все три Ипостаси равночестны в отличие от семейной языческой триады. Поэтому, кроме числа три, в этих триадах нет ничего общего со Святой Троицей.

Христианское учение о Триипостасном Боге является беспрецедентным, его истоков нет ни в религиозной, ни в философской истории человеческой мысли. Разве это не убедительный факт, свидетельствующий о неземном происхождении христианского учения, о божественности его источника – Христа?!

Ответ доктора богословия, профессора А. И. Осипова

– Православные говорят, что верят в Святую Троицу, но призывают при этом в молитвах Иисуса Христа. Нет ли здесь расхождений?

– «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!» – такими словами, призывая Святую Троицу, начинает священник проповедь. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» С «Трисвятого» мы начинаем и заканчиваем день в утренних и вечерних молитвах. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!» – в храме и дома мы призываем Святую, Единосущную и Нераздельную Троицу.

Уму человеческому не постичь всей тайны Нераздельной Троицы. Я вспоминаю один момент из жизни блаженного Августина. Однажды он ходил по берегу моря, желая проникнуть в тайну Святой Троицы. И увидел юношу, который набирал ковшом воду из моря и носил в ямку, выливая её туда. Блаженный Августин был философом, богословом, и он удивился, увидев, казалось бы, неразумные действия юноши: «Юноша, что ты делаешь?» Тот отвечал: «Хочу море вместить в ямку». – «Но это невозможно!» И тогда юноша сказал: «Я – Ангел. Послан Богом к тебе, чтобы ты понял: тайну Святой Троицы человеку постичь невозможно. Подобно тому, как эта ямка не может вместить в себя море, человеческое сознание не в состоянии вместить тайну Святой Троицы».

В Священном Писании Господь приоткрывает нам эту тайну: в Новом Завете, когда Христос принимал святое крещение. В это время Дух Святой в виде голубя летал над Ним и был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение!» (Мф. 3, 17). И в Ветхом Завете, в книге Бытия, говорят о Троице слова Самого Господа: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Множественное число «создадим» указывает на эту тайну.

Иудейский народ не усмотрел в этих словах связь со Святой Троицей, потому, когда Христос называл Себя Сыном Божиим, народ говорил: «Он богохульствует!» Но и в псалмах царя Давида есть указание на Святую Троицу: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, до тех пор, пока положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Мф. 22, 46).

Троица в полноте открылась уже в Новом Завете. Поэтому все православные христиане, когда осеняют себя крестом, говорят: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь». И когда вкушаем, после молитв «Отче наш» и «Богородице…», мы крестим пищу: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь». Когда мы что-либо осеняем крестом, то из трёх сложенных вместе перстов выходит Божественный огонь и попаляет всё нечистое.

Призывая Святую Троицу и осеняя себя крестным знамением, мы освящаем свой ум, отгоняем злых духов, обретаем небесную помощь и защиту. В Троице Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой едины. Когда мы обращаемся к Одному из Членов Нераздельной Троицы, в это же самое время мы призываем Всю Троицу.

– Верно ли, что, изучая строение человеческого тела, его волосы, кости, мышцы, можно найти признаки троичности?

– Любой завод, выпуская продукцию, ставит свою марку. Художник, написав картину, ставит внизу подпись. Люди, покупая что-то из народных промыслов, сразу узнают: это сделано в Мстёре, это в Палехе.

Точно так же Бог, создавая мир, оставил на всём творении признак троичности. Но венец творения Божия – это человек. Чем он отличается от любого животного? Животное, умирая, испускает душу, и она растворяется в воздухе. У человека душа бессмертная, разумная. Когда она выходит из тела, то попадает в мир большинства.

Человек состоит из трёх частей: тела, души и духа. Бог – это Чистейший Дух, и в каждой душе есть образ Божества, Троицы. Эту троичность можно наблюдать во всём.

Возьмём, например, палец человека. Он состоит из трёх суставов. И рука состоит из трёх частей, и нога. Ухо есть внешнее, среднее и внутреннее.

Сами медики признают, что всё в человеке имеет знак троичности: и кожа, и кровь, и волосы, и кости. Нос трижды вмещается на лице человека, трижды вмещается глаз, художники это знают.

А окружающая нас природа? Она также имеет признаки троичности. Вода бывает в трёх видах: простом, мёрзлом и в виде пара. Огонь имеет свет, тепло и пламя. Время есть настоящее, прошедшее и будущее… И одно из самых важных слов «строить» в корне имеет слово «три», Троицу, потому что Творцом этого видимого мира является Сам Господь в Троице.

Ответы архимандрита Амвросия (Юрасова)


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий