Противостояние

Вера_730.indd

Наш автор Валерий Мельников написал в этом номере о скандале, который вызвала постановка оперы «Тангейзер» в его родном Новосибирске. Я тоже хочу немного сказать о том, что случилось. Прошло всего полтора с небольшим века с тех пор, как 19 октября 1845 года состоялась премьера настоящего, не испорченного трактовками «Тангейзера», но как решительно изменился мир!

Расскажу о сюжете оперы, как она был задумана её творцом – Рихардом Вагнером.

Главный герой оперы – замечательный музыкант – попадает в обитель богини Венеры, где предаётся чувственным наслаждениям. В какой-то момент ему это всё страшно надоедает, ему хочется услышать звон колоколов, хочется чистоты, и он призывает Божью Матерь, одно имя Которой разрушает чары. Тангейзер вновь дома, на родине, где его ждала невеста Елизавета. Но душа Тангейзера впитала слишком много грязи, а чувственная любовь по-прежнему заслоняет ему подлинную. Ему предлагают очиститься, отправившись с паломниками в Рим, вымолить прощение у Папы. Тангейзер соглашается, но Папа не прощает, заявляя, что простит не раньше, чем зацветёт его сухой, мёртвый посох. Между тем Елизавета в волнении ждёт Тангейзера обратно, а когда паломники возвращаются без него, девушка просит Богородицу о смерти, но не из отчаяния, а чтобы встретиться с Господом и вымолить прощение для любимого. Её просьба услышана. Елизавета восходит на Небеса, а Тангейзер тем временем всё больше возмущается духом, жалея, что покинул Венеру. Ему кажется, что, потеряв чувственную любовь, он не приобрёл взамен другой, но вдруг видит процессию с гробом невесты и понимает, как страшно ошибался. С именем Елизаветы на устах Тангейзер умирает, а где-то далеко, в Риме, расцветает посох Папы.

Теперь о том, что сделал из этого новосибирский режиссёр Тимофей Кулябин. Как он сам объяснял, вёл поиск, чем зацепить современного зрителя. В результате сложился сюжет, не просто отличный от вагнеровского, а противоположный ему по духу. Кулябин расщепляет героя оперы, его Тангейзер – это кинорежиссёр, который снимает фильм о Христе. Точнее, ему кажется, что о Спасителе. Его Христос свои молодые годы, предшествующие выходу на проповедь, проводит в гроте Венеры, в её объятьях. Пресытившись, он отправляется спасать мир – никакого покаяния, отряхнулся и пошёл.

Сняв картину об этом, кулябинский Тангейзер представил её на кинофестиваль, но остался не понят членами жюри, более того, даже мать убеждает его, что фильм был ошибкой. В отчаянии Тангейзер умирает, после чего, наконец, его работа получает признание. Брату героя словно в насмешку вручают главную награду фестиваля – маленький цветущий посох. Как пояснил Кулябин, в его трактовке Бог Тангейзера не прощает.

Удивительно, как протодиакон Андрей Кураев, утверждающий, что порок потерпел поражение, не заметил главного. Поражение в опере Кулябина потерпел Господь в битве за душу Тангейзера, поражение потерпела мать героя, он сам, причём во всех смыслах. Нет сомнений, что Кулябин рассказывает отчасти и о себе, вот только у него всё складывается, по земным меркам, неплохо. После скандала его пригласили работать в Москву, известные деятели культуры выступили в его защиту, пытаясь оградить от «православных мракобесов» и чиновников. В общем, Тимофей Кулябин получил то, чего добивался: слава его не минула, а на недоброжелателей он может теперь поглядывать с драматичной улыбкой гения, не понятого толпой. Для этого только-то и пришлось разрушить сюжет великой оперы, а заодно мимоходом похулить Благую Весть – Евангелие.

На примере двух разных либретто оперы вы можете сравнить две эпохи.

Во времена Вагнера у художников, писателей, музыкантов была надежда, сейчас в их среде царит отчаяние, бесчисленные мелкие «гении», микроскопические властители дум высокомерно взирают на «толпу»: «ватники», «быдло», «биомасса»… Здесь я обращусь к самой больной теме наших дней. В том, что происходит на Украине, россияне видят, прежде всего, националистический подтекст. Во многом так и есть, но если бы только это! Люди, ещё недавно презиравшие радикалов с коричневым оттенком, вполне вменяемые, вдруг оказались в рядах тех, кто оправдывает убийства на Донбассе.

А в России их поддерживают примерно те же люди, что поддерживали и Кулябина с его трактовкой – люди, громче других осуждавшие даже самые робкие проявления национализма. Дело в том, что они определились с образом врага. Враг – это тот, кому не нравится их манера самовыражаться. Неважно, на Майдане или на сцене Новосибирской оперы, кто противится их желанию черпать энергию в разрушении.

Всё это было и прежде, но сейчас сброшены маски. Оказалось, что эти люди готовы нас убивать или отворачиваться, когда нас убивают. В центре Киева 16 апреля был расстрелян неизвестными человек, которого я много лет читал, любил, – украинский писатель, журналист Олесь Бузина, в крещении Александр. Убийство очередного «ватника» не вызвало даже слабого протеста у наших «светочей свободы» и «властителей дум», ведь он призывал не разрушать и убивать, а к совершенно иному. Говорил, обращаясь к россиянам: «Украинцы – жертвы этой пропаганды. Я прошу об одном. Относитесь к Украине всё равно по-доброму. Если вы хотите добиться того, чтобы этой стены не существовало в украинских сердцах, то как сильная держава, как мировая держава, несущая ответственность за мировую политику, стремитесь посылать в Украину импульс доброты. Несмотря ни на что».

То есть даже тех, кто его скоро убьёт, он жалел, а не презирал.

…Олеся отпели в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Киево-Печерской лавры. Проститься с убитым пришло так много людей, что все они не смогли вместиться – у церкви образовалась очередь из нескольких сотен человек, знающих, чем рискуют. Их отслеживают и СБУ, и МВД Украины, создавшие в январе страшный сайт «Миротворец», где публикуются данные на несогласных. Но люди всё равно пришли; подобно вагнеровскому Тангейзеру, они поняли цену истинной любви, которая не ищет своего и не отчаивается. Им дорого подлинное и ненавистны подделки. Нет, я не буду говорить, что они победят. Они уже победили.


Оглавление выпуска     Следующая публикация →

Добавить комментарий