На высоких берегах

Живая память Императора Александра Второго

Кто сейчас почитает русских царей? Кто помнит о них?.. Лично мне было удивительно узнать, что нынче в начале марта о Государе Александре II молились в далёком двинском посёлке Сия, что в Архангельской области.

Посёлок этот раскинулся на высоких берегах таёжной речки с тем же названием. Места он занимает как иной город, и река эта особенная: протекает через несколько озёр и соединяется ещё с восьмьюдесятью, большими и малыми. Об очаровании этих мест знают многие, кто побывал в древнем Антониево-Сийском монастыре.

библиотекарь Антонина Ивановна Трофимова_

Библиотекарь Антонина Ивановна Трофимова

– Вообще-то, Сия состоит из нескольких деревень, – рассказывает мне уроженка этих мест Антонина Ивановна Трофимова. – Ещё до революции наш приход состоял из 14 селений, теперь осталось только восемь. А я родилась в деревне Заполье и прожила в ней до пятнадцати лет.

Добродушная, скромная, как и все архангелогородцы, она то и дело улыбается, пока мы разговариваем.

– Расскажите о своём детстве здесь.

– Детство обычное: в школе учились, родителям помогали – пасли коров, заготавливали сено, в игры разные играли. Зимой катались с крутой горки на чунках и дровнях, которые брали на конюшне. Садились по десять человек и мчались вниз, а потом тащили дровни обратно на гору. Обычных санок, конечно, не было. Ещё любили кататься на лыжах с гор.

– У вас была большая семья?

– Да, девять детей. Папа, мама, бабушка – все верующие. И нас в детстве к вере привели. Меня крестили в четвёртом классе в архангельском Ильинском кафедральном соборе, но только с третьего раза это удалось – приедем, а церковь закрыта…

В первый класс я ходила в школу в деревне Большая Гора. Она находится от нас через несколько деревень за речкой Сия. Вначале нужно было пройти деревню Болото, состоящую всего из трёх домов. Потом деревеньку Погост – здесь было кладбище и стояли Ильинская и Богоявленская церкви. Близ церкви были похоронены местные священники. За речкой, когда перейдёшь Ильинский мост, идут деревни Бараново (теперь её уже нет), затем Слободка и Толокново и только потом Большая Гора, считающаяся центром Сии.

Сия весной сильно разливалась, заливая Ильинский мост. Тогда нас в школу переправляли на карбасе. А течение бурное, карбас сильно сносило вниз. Может, из-за этого начальную школу потом открыли в нашей деревне – в здании, где раньше жил священник Ильинской церкви со своей семьёй и находилась церковно-приходская школа. Жаль, что потом это здание сгорело. Были уничтожены и восемь обетных крестов, которые стояли в разных селениях прихода. Возле семи из них служились молебны в четверг первой недели Петровского поста о даровании хорошего урожая.

Из окон нашего дома хорошо было видно и нашу речку, и Северную Двину. Летом мы любили смотреть, как по Двине ходят красавцы-пароходы. Идут себе размеренным ходом, шумят, дым валит из труб. На пристани дают протяжный гудок.

Вот так же, наверно, пароход гудел, отчаливая от берега с Высочайшим пассажиром на борту…

***

первая литургия

В прошлом году по окончании Фестиваля православного творчества «Сия-2014» игумен Варсонофий (Чугунов) совершил первую литургию в часовне

– Сейчас я в Сию езжу на престольный праздник Илии Пророка – помолиться в часовне Александра Невского, – продолжает рассказ Антонина Ивановна. – Она была построена в Большой Горе в конце XIX века в память о царе Александре II, который погиб 1 марта 1881 года. Названа так часовня неслучайно. Император Александр II посещал Сию дважды – путешествуя в Архангельск и в Соловецкий монастырь.

Через Сию в XIX веке проходили два тракта – Московский и Петербургский. Царь приехал в Архангельск по Московскому тракту в 1859 году. Он спрашивал у крестьян о числе жителей, о «произрастании хлебов, особенно ячменя», о грунте дороги до Сийской пристани. Все жители его встречали с радостью, приветствовали хлебом-солью и троекратными криками «Ура!». Пристань тогда находилась в шести верстах от Сийской почтовой станции. Вечером 18 июня Государь прибыл на пристань и остальной путь до Архангельска проделал на пароходе «Подвиг».

На обратном пути, 22 июня, «Подвиг» пришвартовался к пристани около Сийской станции примерно в 5 часов вечера. Люди со всей округи вышли на берега Двины, одетые в нарядные костюмы и платья, и приветствовали проезд Государя восторженными кликами. Здесь Императора встретил народ, прибывший из Холмогор. Игуменья Холмогорского женского монастыря вместе со старшинами сельских общин приветствовала Государя «особого рода печеньем под названием «тетёрки»» и поднесла царю икону. Александр Николаевич беседовал с простым народом, спрашивал о том, чем они живут, чем занимаются.

Пересев в дорожные экипажи, он со свитой уехал в Сийский монастырь, где его встречали настоятель Иона с братией. Как свидетельствуют летописи монастыря, Сийской обители Император пожаловал 1000 рублей серебром и полное архиерейское облачение.

От поездки Александра II по Архангельской губернии у простого народа остались восторженные впечатления, передававшиеся из поколения в поколение и со временем обросшие легендами. Когда Императора убили, крестьяне Сийского прихода, которые ещё помнили его лично, построили в деревне Большая Гора в память о нём деревянную часовню. Старинные храмы с колокольней в советское время были уничтожены, а часовня стоит до сих пор. В Вербное воскресенье и 2 августа в ней совершаются молебны. Приезжают монахи из Антониево-Сийского монастыря, в Ильин день батюшка освящает воду в святом источнике, который находится недалеко от часовни. Родников в округе, питающих Сию, много.

– А что за крест установлен в Сие на берегу реки? – спрашиваю у Антонины Ивановны.

– Его установили на деньги жителей деревни Сия в августе 2007 года на месте наших снесённых храмов – Ильинского и Богоявленского. Освятил архимандрит Трифон (Плотников), тогдашний настоятель Антониево-Сийского монастыря. Может быть, со временем и храм новый будет построен. Раньше мама всегда нам говорила, что, со слов старых людей, место в Сие никогда не будет пусто. Хотя сегодня летом в Сие всё больше дачники, а зимой – совсем малолюдно…

Раньше была поговорка: «Сия – пол-России». Думаю, что не столько от многочисленности местного населения, которого никогда не было много, а потому, что в пятивековой истории Антониево-Сийского монастыря и окрестных деревень, как в капле воды, отражается история всей страны.


Предыдущая публикация     Следующая публикация →

Оглавление выпуска

Добавить комментарий