Восточный ветер

У сыктывкарского поэта, уроженца Воркуты Андрея Попова вышла новая книга «Ловцы человеков», и это прекрасный повод к радостной встрече – встрече на страницах нашей газеты с дорогим нам человеком. Читатели «Веры» хорошо знают творчество Андрея, автора пяти поэтических сборников.

Андрей Попов
– Андрей, почему сборник называется «Ловцы человеков»?
– Христос сказал галилейским рыбакам, будущим апостолам: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Думаю, эти слова обращены и ко всем нам.
Закидывая свои житейские сети, мы вытаскиваем разную бытовую удачу и даже душевную радость. Но Бог хочет дать нам больше – сделать нас «ловцами человеков», хочет, чтобы мы несли свет миру и любовь. И мы, по слову Христа, снова «забрасываем сети». И если даже ничего у нас не выходит, не получается из нас пока «ловцов человеков», то мы хотя бы отчётливее начинаем понимать, что жить иначе – вне этой высокой задачи – нет никакого смысла. Такой, если вкратце, лейтмотив всей книги. В пояснение процитирую стихотворение, давшее ей название:

– Наставниче! – Симон сказал в ответ. –
Всю ночь трудились, а улов – трава и ветер.
Нет рыбы в море. Видно, рыбы нет…
Но я по слову Твоему закину сети…
Наставниче! Не покидает страх,
Всю жизнь трудились – а не стали словно дети.
Как уловить любовь в делах, стихах?..
Но я по слову Твоему закину сети…

– У тебя много стихов, посвящённых единственному сыну Дмитрию… (Дмитрий Попов был убит в Санкт-Петербурге уже почти семь лет назад.)
– В новой книге их немного, но они есть. Скорбь по сыну порой разъединяла меня с Богом. Но в конце концов я осознал, что никто, кроме Бога, эту скорбь по-настоящему и не поймёт и никто, кроме Бога, не может утешить.
– Святые отцы говорят, что Господь забирает человека на небо в самый лучший для него момент…
– Эти слова мне напомнил протоиерей Анатолий Павленко, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге, посёлке рядом с Гатчиной. Дима в этом храме крестился и жил недалеко от него. К сожалению, отец Анатолий уже ушёл в мир иной, Царство ему Небесное… А напомнил он их, когда я приехал на похороны, ездил по прокуратурам, в морг, заказывал «ритуальные услуги». Душевное состояние было невыносимым. Отец Анатолий сказал мне много слов, я их запоминал, но до конца тогда не понимал – весь был в своей беде. Точнее, умом их принять можно, а вот принять жизнью своей сложно. Силы нужны. И помощь Божья. Беда моя никуда не ушла, она всегда со мной, но помощь Божью я чувствую. Может, когда-то и сил хватит с мудростью и смирением принять эти слова.

Господь хочет вести человека по самому лучшему для него пути в жизни, хотя человек может сопротивляться этому – проявлять своеволие. Однако такие трагедии учат понимать мир по-другому – глубже, больше любить людей и ценить близких.

– Одно из твоих стихотворений называется «В селе Петрунь». Я так понимаю, что это зарисовка из реальной жизни.
– В декабре прошлого года мы в это северное село, расположенное вдали от крупных населённых пунктов, почти рядом с Полярным кругом, прилетели на вертолёте. Это была творческая поездка, в которой принимали участие писатели и поэты Республики Коми. Село основано в 1871 году большеземельскими оленеводами, которые стали здесь, на берегу Усы, жить оседло. До города Инты примерно сто километров.

Когда мы приехали, стояли сорокаградусные морозы. В местном музее, в котором можно было находиться только в шубах, потому что температура в помещении не поднималась выше десяти, нам рассказали про довольно любопытную историю села. Оно было образовано ненцами-самоедами рядом с почитаемым языческим капищем, где стоял болван-идол в рост человека. Ему приносили жертвы: закалывали оленей и устраивали свои магические ритуалы. В честь этого болвана село и назвали Болваном. Об этом поселении долгие годы никто вообще ничего не знал. Во время первой переписи населения, в 1897 году, его открыл людям дьякон мохчинской церкви Ардальон Колчин. В музее висит его фотография. Затем он приводил местных жителей к православной вере, крестил всех. За свои миссионерские труды получил сан священника и стал первым настоятелем построенной на месте капища Георгиевской церкви.

После революции в церкви размещался сельский клуб. В 2000 году, в Великий пост, когда в клубе проходили танцы, здание церкви сгорело. Нам рассказали, что на месте капища совсем недавно устроили праздник в честь села и все артисты, принимавшие участие в театрализованном действии, потом странным образом умерли: кто утонул, кто в аварию попал, кто заболел смертельной болезнью и скончался. Не знаю, правда ли это. Но вскоре в селе снова была образована церковная община, которая молится в крохотной молитвенной комнате, а рядом строится новая церковь. Сейчас она уже, надеюсь, построена.

В советское время до Петруня каждый день летал самолёт, а то и два раза в день, но билет было трудно купить. Сейчас раз в неделю – вертолёт из Инты. Поэтому с отъездом у нас возникли проблемы. Следующего вертолёта ждать целую неделю, да ещё как погода себя проявит. Когда «потеплело» до минус тридцати, решили в Инту возвращаться на «Буранах», в открытых санях. Местные жители нам очень помогли – экипировали тёплой одеждой. За три с половиной часа по такому морозу, да ещё на сильном ветру, может что угодно случиться. Перед отъездом пришли в молитвенную комнату. Священника своего в Петруне нет. На наше счастье, верующие из местной общины как раз читали акафист святителю Николаю Мирликийскому, и мы присоединились к ним, попросили помощи у Чудотворца в дороге. И слава Богу, благополучно добрались до Инты.

– В последнее время ты много путешествуешь по всей России, бываешь и за рубежом. Твоё ощущение сегодняшнего дня. Что надо делать-то?!
– Вечный русский вопрос. На него есть вечный русский ответ – любить свою Родину. Думаю, что этот ответ становится особенно актуальным в современных условиях, когда резко обострилась идеологическая и цивилизационная сшибка России и западного мира.
Прошедшие двадцать лет после перестройки показали, что зачастую государство поддерживало и поддерживает антигосударственные культурные силы.

Как тебе такие высказывания: «Всем на свете стало бы легче, если бы русская нация прекратилась» (Валерий Панюшкин, литератор, ведущий телеканала «Дождь»), «Я вот думаю, где же на самом деле сторона зла? Может, русский народ в его нынешнем воплощении и есть само зло?!» (Людмила Нарусова, политик, бывший член Совета Федерации).

Или взять обласканного кинопремиями режиссёра Андрея Звягинцева с его откровенно русофобским фильмом «Левиафан». Говорят, талантливый. Но яд чем качественней, тем сильнее действует.

– Так что, запретить Андрею Звягинцеву снимать фильмы?
– Почему запретить?! Пусть снимает что хочет, но не за счёт государства. А так Россия в лице Министерства культуры даёт несколько десятков миллионов на фильм, который учит ненавидеть свою страну. К слову, сюжет взят режиссёром из американской жизни: сварщик из Колорадо после длительного конфликта из-за земли с одной компанией на бульдозере разрушил тринадцать административных зданий и покончил жизнь самоубийством. Сними Андрей Звягинцев такой фильм об Америке, никаких наград он бы не получил. Но в контексте информационной войны против России его сочли необходимым отметить. Так почему наше государство порой поддерживает в этой войне противника?! Какое-то прозрение, конечно, наступает. Министр культуры Владимир Мединский уже отказывает в финансировании кинофестиваля антироссийских фильмов «Артдокфест» – хороший знак. Но по сей день за счёт наших налогов создаются антирусские фильмы, финансируются выставки хулиганствующих «пусек». Вообще, поддерживается какой-то авангард в искусстве, напрочь лишённый национального духа. Создаётся параллельная альтернативная русской культура, с переформатированием ментальности россиян. Государству надо поддерживать тех, кто защищает духовные ценности России, её идентичность, её взгляд на мир.

– Андрей, ты представляешь Союз писателей России. Если говорить о литературе, ты предлагаешь поддерживать государству только это творческое объединение? Но ведь есть и другие писательские организации.
– Мне понравилось, как обстоят дела с поддержкой литературы в Казахстане, где я был в составе делегации. Есть Союз писателей Казахстана, все остальные союзы – вне поддержки государства. Это даёт возможность развивать литературу и на казахском, и на русском языках. Издаётся много самой разной литературы, но нет такой, которая бы разрушала основы страны. Такую – пожалуйста, но за свой счёт. В Финляндии есть в фокусе внимания государства только Союз писателей Финляндии. И это никого не смущает. Странно ставить в один ряд Союз писателей России и какие-то совершенно фантасмагорические литературные образования последних лет. Первым шагом для этой проблемы должно стать принятие закона о творческих союзах.

– Почему, по-твоему, этот закон не принимается?
– Президент не определился. Я видел в записи его встречу с писателями России, которые представляли самые разные лагеря. Она закончилась самой банальной перебранкой. Владимир Путин резонно заметил: «Вы сначала между собой договоритесь». Имелось в виду: …а потом уже думайте о законе о творческих союзах. Понять его можно. Но ведь те из окружения Президента, кто готовил эту встречу, наверняка понимали, что так она и закончится. И закон о творческих союзах будет снят с повестки – мол, кругом разброд и шатания, сами видите, Владимир Владимирович. Мне представляется, что Президент в такой реальности и находится.

– Разве различные творческие союзы, различные мнения не обогащают нашу культуру?
– Никто не против различных мнений и союзов. Но одно дело, если ты политику Путина не принимаешь, и другое – если не переносишь вообще русский дух. Такие люди выступают под девизом, сформулированным ещё Владимиром Печериным, мыслителем XIX века, покинувшим Россию и принявшим католичество: «Как сладостно Отчизну ненавидеть». Ну так пусть печериных поддерживают те, кто разделяет их точку зрения. Пусть творческие союзы соревнуются, конкурируют, но всё-таки мы должны знать, в чём приоритеты государства. Особенно в такие напряжённые исторические моменты, когда решается – быть или не быть.

Дорогой читатель, предлагаем Вам ознакомиться с творчеством А. Попова

Добавить комментарий