С молитвой о близких

“Воскресный день выдался солнечным. В лесу то тут, то там кукуют кукушки, желая «Многие лета» паломникам. У людей настроение приподнятое, батюшки совместно с хором поют пасхальные каноны. Переодевая кроссовки, я отстал от хода…” Уже третий год в Прилузском районе Коми совершается крестный ход в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Своими впечатлениями о паломничестве делится наш корреспондент.


Все цвета радуги

Когда Люба Иванова предложила мне пойти в крестный ход в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», который совершается уже третий год в Прилузском районе Коми, я с радостью согласился. Люба бывала во многих ходах. Великорецкий никогда не пропускает и считает его главным событием года. Кажется, что и Новый год у неё начинается не с 1 января, а с 3 июня, когда из Кирова отправляется на реку Великую. Благодаря фильму протоиерея Владимира Неганова о Великорецком ходе, где есть в числе прочего и сюжет про Любу, теперь о ней знают во всём православном мире.
Хотя в том фильме рассказано, конечно, не всё. Она ходила с нами в двухнедельное путешествие к Поклонному кресту на гору Народную на Приполярном Урале, и я поражался, как у неё ещё оставались силы на каждой остановке молиться и читать акафисты. При подъёме на перевал с тяжеленным рюкзаком сил хватает только на то, чтобы во время короткого привала упасть на рюкзак и отдышаться до следующего перехода. И что примечательно: такие туристические группы состоят не только из верующих, и молодёжь в основном ходит в горы в поисках романтики, но к середине похода уже большая часть туристов вечерами собиралась в Любиной палатке, где вместе со всеми она вычитывала вечернее правило и акафисты. Люба заготовила-распечатала их штук 20, на все случаи жизни. Николаю Чудотворцу мы вместе с ней молились о помощи в пути и просили у святителя хорошей погоды, а Пантелеимону Целителю о здравии, чтобы не было травматизма. И святые помогали. И ещё, может, из-за молитв в том походе почти каждый день нас сопровождали необыкновенно яркие радуги. Это был, наверное, самый яркий поход в моей жизни.

2.Галина Петровна Закирова со своим беспокойным семейством на привале
Галина Петровна Закирова со своим беспокойным семейством на привале

Так что я совсем не удивился, что и в этот раз, сев в автобус, Люба сразу же достала свой молитвослов и стала читать акафист Божьей Матери. В Летке нас со своей дочкой Машей встретила Галина Закирова. Она тоже ходит во многие крестные ходы с малыми детьми – своими и приёмными, а также с внуками и другими приходскими ребятишками, приводя их таким образом к Богу. С 2001-го каждый год в Великорецком её можно было видеть с целым табором маленьких детишек. Когда мы подъехали к их дому, у меня зарябило в глазах от бегающей ребятни. Восемь мальчиков и девочек, лет шести-десяти, вместе играли во дворе в футбол, прыгали на досках-качелях, а ещё восьмеро были дома. И каждый из пацанов пытался взять на руки и поцеловать совсем крохотную годовалую Дашеньку, которая, как одуванчик, с оперением кудрявых светленьких волос, оказывалась на руках то у одного мальчишки, то у другого, то сидела на коленках у дедушки на диване… А бабушка Галина Петровна всем давала нагоняй: «Да не берите вы её на руки – заласкаете!»

Не сразу я разобрался в этом детском муравейнике, где чьи детки, пока выяснил, что, кроме своих внуков, которых у Закировых семеро, в доме бегают ещё соседские мальчишки, четверо детей приёмных (двоих воспитывает Галина Петровна со своим мужем, двоих – её дочка Маша).

Ещё двое 14-летних пареньков (оба Саши) пришли на субботу-воскресенье из детского приюта, а у Дашеньки – совсем чужого ребёнка – недавно умерла мама от рака, и пока её папа находится на вахтовых заработках, девочка живёт в этой большой и дружной семье, ставшей для неё родной.

Всю эту ораву Закировы кормят у себя дома. За большой стол в гостиной приходится садиться в несколько приёмов. Обязательно перед трапезой дети читают «Отче наш» и «Богородицу», а перед сном все вместе под руководством бабушки по очереди вычитывают вечернее правило.

Несмотря на такую детскую армию, в доме завидная чистота. Даже обои не ободраны и не изрисованы, что меня особенно удивило. Во всех комнатах находятся иконы, а в гостиной – большой молитвенный уголок в три ряда.
Ближе к полуночи все детки легли спать, а Галина Петровна ещё долго молилась, вычитывая правило к причастию. Ей самой в эту ночь так и не удалось прилечь: в четыре часа утра она уже будила маленьких крестоходцев и помогала им собираться.

Разные детки

От дома Закировых до Спасо-Преображенской церкви в Летке около километра пути. К пяти утра все крестоходцы уже были в храме, и батюшки, приехавшие со всего Прилузского района, соборно начали служить водосвятный молебен перед иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», праздник которой отмечался в тот день. Все они прибыли со своими прихожанами. Из Объячево благочинный Георгий Бенца привёз целый автобус с церковным хором и детками из воскресной школы. Протоиерей Стефан Сидор на ход прибыл из соседней Кировской области, из города Мураши, где служит в Свято-Пантелеимоновом храме. Ещё до назначения отца Аркадия Паршукова на приход в Летку отец Стефан шесть лет окормлял это село, приезжал сюда по просьбе самих сельчан, поскольку другого священника рядом не было. Довольно редкий случай, когда священник из одной епархии служит в другой, да ещё по просьбе местных жителей. А с отцом Аркадием, новым настоятелем, отец Стефан не просто подружился, а породнился. Они стали кумовьями, и вот уже на протяжении двадцати лет поддерживают эти родственные отношения, помогая друг другу в церковных делах.

8

Десятиметровый ручей пришлось переходить вброд

Покаянный крестный ход из Летки в Архиповку проходит уже в третий раз. В прошлом году в нём участвовало около ста человек. Приблизительно столько отправилось и нынче. Добрая половина участников – дети, от годовалого до десятилетнего возраста. А ведь путь не близкий – 17 километров, около пяти из них придётся пройти по заброшенной лесной дороге, которая утопает в длинных лужах и пересекается ручьём шириной метров десять. Лужи нужно обходить по обочинам дороги, а ручей переходить вброд. Галина Петровна говорила, что этот ход ей даётся гораздо тяжелее, чем 90-километровый Великорецкий, потому что он покаянный. Мне так не показалось. Может быть, она просто за очень многих людей молится в пути, прося заступничества у Божьей Матери перед Её иконой «Неупиваемая Чаша». Сказывается и то, что в такую дорогу 62-летняя женщина отправилась после бессонной ночи и на голодный желудок. Ведь до причастия, которое будет только в час дня на праздничной литургии в архиповском храме, ни есть, ни пить нельзя. Я на такой самоотверженный поступок просто не решился, а детки и пожилые люди терпели голод все восемь часов хода.

– Хорошие детки у вас в Летке, – невольной рифмой обращаюсь к отцу Аркадию на привале.

– Да, детки хорошие, к Богу тянутся. В воскресные дни детей очень много на службе, все причащаются, – подтверждает батюшка. – Некоторые в воскресную школу ходят, участвуют в Афанасьевских чтениях, которые мы проводим совместно со школой. Последнее время и учителя стали чаще приглашать меня в школу, и сами приводят в храм детей целыми классами, чтобы я с ними беседовал. Но розовых очков не надо, есть и хулиганы. Как-то во время вечернего богослужения пятиклассники из вечерней смены открыли двери храма и так сильно начали кричать, что бабушки схватились за сердца от неожиданности.

Рядом с храмом у нас старинное кладбище, которое было ещё около прежнего храма. После разрушения каменной церкви бульдозерами разровняли и кладбище. На его месте потом построили дома и школу. После этого черепа и кости долго выкапывали на своих огородах. Когда мы новый храм стали строить, тоже несколько костей нашли. Захоронили их в общей могиле и крест поставили. Прихожане, идя в храм, вначале к нему прикладываются. А школьникам на этом кресте хочется повисеть, полазить по нему. Видимо, надломили его. И вот мимо храма шёл учитель истории, перекрестился на крест, а в этот день был сильный ветер, и крест над упокоенными рухнул у него на глазах… Так что детки разные бывают. Одни в храме молятся, другие около храма курят. Начнёшь им выговаривать, так они ещё тебя обзовут по-всякому.

– Когда я приезжал к вам в 2002 году («Всякое дыхание да хвалит Господа», «Вера», № 413, май 2002 г.), вы говорили о больших проблемах с пьянством, которые были тогда в селе и в ближних деревнях. Наверно, крестный ход в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» специально организован, чтобы молиться об избавлении от этого недуга?

– Конечно, от пьянства люди страдают. Деревни вымирают. Работы нет, кто хочет заработать, уезжают на вахты. А кто не хочет, около сельсовета собираются с утра и до позднего вечера там стоят, ищут выпить. И в этом ходу, конечно, многие молятся и за себя, и за своих близких, подверженных пьянству. А вообще, в крестный ход идут каждый со своими проблемами. В прошлом году на Великорецком ходу я поинтересовался у двух женщин, зачем они пошли. Оказывается, у них умер близкий родственник, и чтобы его душа в течение сорока дней проходила без искушений мытарствами, они отправились пешком на Великую и молились за него. Господь всех слышит и всем помогает…

Pages: 1 2

Добавить комментарий