МОЙ ВЕЛИКОРЕЦКИЙ ХОД

О Великорецком крестном ходе ежегодно много пишут, телевидение постоянно делает видеосюжеты, видео-умельцы снимают документальные фильмы. Поэтому, наверное, историю его и описание пути можно опустить. Просто как корреспондент, прошедший три дня в этом ходу нынче, поделюсь впечатлениями и расскажу об одном из «ветеранов» хода.

Признаться, величие этого ежегодного события и благодать от пройденного пути и приобщения к святыням я почувствовал лишь по прибытии домой. Несколько дней какого-то особого восприятия мира вокруг. Это схоже с тем, что бывает после причастия святых Христовых таин.

А о самом ходе кратко скажу так: немного шоссейного асфальта под ногами, в основном же просёлочные дороги, сетью вьющиеся от одного вятского села до другого через луга и лесные массивы. А главное – кажется, бесконечная вереница идущих и молящихся людей со всей страны. Уж и привал кончился, одни крестоходцы скручивают пенки и укладывают в рюкзаки перекусочную снедь, а другие только подходят и располагаются в освобождающихся удобных для отдыха местах. «Вот уж поистине Торжество православия» – подумалось мне. Ведь ни один храм не вместит столько людей для совместной молитвы, а этот, передвижной «храм» хода на реку Великую, примет сколько угодно верующих. По подсчётам, в этом году в Великорецком участвовало около 60 тысяч паломников.

Постоянные его участники отметили, что нынче погода на крестный ход выпала, на удивление, сухая и жаркая. Чаще, говорят, бывает сыро и прохладно. Надо отдать должное жителям сёл и деревень, через которые мы проходили. Проблем с водой у паломников здесь не было: хозяева домов, протянув из своих колодцев и скважин шланги, щедро пополняли идущим запасы питьевой воды. «Кто напоит из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика, не потеряет награды своей», – сказал нам Христос пером Своего ученика Матфея.

* * *

В пути, а точнее, на привалах я общался с паломниками. Николай Погудин участвует в Великорецком ходе уже восьмой раз подряд. Сам он – бывший военнослужащий, офицер в отставке. Живёт в п. Ждановский Нижегородской области, хотя сюда, на Вятку, приезжает не в гости – здесь его малая родина. Родился Николай в селе Боровица Кировской области.

– Великорецкое и моя родная Боровица не так уж далеко друг от друга. Кроме того, мой дед по матери носил фамилию Агалаков. Вот и думаю, а не родственником ли мне будет Семён Агалаков – тот самый, что в XIV веке икону-то святителя Николая в лесу увидел? Тем более, родился я 22 мая, как раз на святителя Николая летнего. Выходит, он мне с рождения покровитель.

К вере же, рассказал мой попутчик, Господь привёл его через болезни. Давление, сердце… Как-то у Николая случился гипертонический криз, и это стало той последней каплей, которая подвигла его к усиленной молитве. Получив облегчение, он утвердился в вере, стал регулярно исповедоваться и причащаться, обрёл духовного отца. «Как обычно бывает, прижмёт, тогда и начинаем к Богу обращаться. Раньше я жил будто с грузом, чувствовал: что-то постороннее в теле ношу. А как призову Господа, так и убирается всё лишнее, – делится со мной Николай. – Потом и в Великорецкий отправился. Решил, что буду ходить, пока жив».

Спросил я у Николая, не случалось ли за время его участия в этом ходу каких-либо чудес. Николай ответил:

– Здесь не случается, быть может, таких чудес, чтобы весь свет удивить, но на самом деле необыкновенное – на каждом шагу. Я уж не говорю про то, что, если захотел кого-то встретить в крестном ходу, стоит только попросить Святителя, и нужный человек уже рядом идёт. Или вот идём, дождь не прекращается. «Не мочи уже нас на сегодня, святителю Николае!» – взываем – и дождь перестаёт лить. Ну, не чудо ли?

Или вот, в 2009 году во время хода познакомился я с одним человеком, Леонидом звать, вятский. Весь ход с ним и прошли, сдружились. Договорились на следующий год встретиться. Встретились, и так же вместе шли. В 2011 году время хода подошло. Иду. Лёни моего что-то нету. Так получилось, не пришёл он. В 2012 году снова я в Кирове, народ собирается. Иду к храму, кто-то окликает. Оборачиваюсь: Леонид. Спрашиваю: «Чего это ты в прошлом году-то не был?» Леонид и говорит: «Да, пропустил прошлогодний ход, грешен. Но я тебе расскажу, что потом произошло. Крестный ход уже идёт, а я дома сплю. И снится мне: чёрный волк за мной гонится, а я убежать не могу. Вот-вот нагонит меня. Вдруг раз – между нами икона святителя Николая. Будто стеной встала между нами. Волк исчез, а святитель Николай мне пальчиком пригрозил и произнёс, с иконы прямо: «Тебе, Леонид, крестный ход пропускать нельзя». Вот я и снова здесь. Святитель, вероятно, взял надо мной шефство».

Как-то во время движения подходят ко мне женщины, предлагают акафист с ними попеть. Спели. И так какое-то время вместе и шли, познакомились. Ольга и Фотинья оказались из Саратова. На привале мы потом с ними разошлись. А на следующем привале подходит Ольга, одна, без Фотиньи. А она первый раз шла в Великорецком, да и вообще недавно воцерковилась. Ольга и говорит мне: «Мы тут с Фотиньей из-за ерунды поссорились, лукавый ведь тоже работу свою делает. Ты, Николай, попроси у Святителя, чтобы помирил нас». Побеседовали мы с ней. Преподаватель она, шестеро детей, благочестивая такая женщина, хороший душевный человек. Я и предложил ей вместе к Чудотворцу обратиться, акафист ещё раз прочитать. Прочитали. Тут и привал закончился. Только встали, пошли – Фотинья подходит и опять с Ольгой воссоединяется. Идут, разговаривают, будто и не было никакой ссоры. Ольга чуть позже подошла ко мне и говорит: «Николай, спасибо тебе!» Отвечаю: «Так не меня, а святителя Николая благодарить надо».

…Беседовали с Николаем мы уже в селе Великорецком. Он как раз собирался уезжать в Боровицу, родных повидать. В ожидании автобуса мы и общались. И акафист святителю Николаю Чудотворцу тоже спели. Николай знает его наизусть – по памяти и пел, ни разу не запнувшись. Аккурат на 13-м кондаке подъехал автобус, распрощались с Николаем. А я остался восстанавливать силы после трёхдневного пути в тени Никольского храма села Великрецкого.

Фото автора и Сергея Щербакова

Добавить комментарий